Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Мужской" фак и "женская" фига.

Фархад Назипович Ильясов в статье " Генитальные символы в рекламе" рассматривает два генитальных символа, используемых в рекламе, – это известный кукиш и digitus impudicus («палец непристойный» – средний палец, выступающий в верх из кулака), известный нам больше из американских блокбастеров. "Хотя по данным исследователя Е. Е. Левкиевской [Левкиевская, 1994], - пишет он, - символ «непристойный палец» бытовал в среде южных славян и назывался «кур» (петух). Можно предполагать, что «знак петуха» в патриархальной традиции мужчина показывал мужчине, посылая символический сигнал превосходства: «Я кур, ты курица…»".

Digitus Impudicus

И далее Ф. Н. Ильясов пишет: " Судя по следам в фольклоре и обычаях, славянские племена на раннем этапе развития имели уклад близкий к матриархальному. Несколько аргументов в пользу приведённого тезиса. Как известно, в рамках культур близких матриархату, активной стороной в сексе выступает женщина и, соответственно, вагина. В мифологии подобных сообществ половой акт интерпретируется как акт «поедания» пениса вагиной. Указанную матриархальную мифологию в русской культуре иллюстрирует, например, известная частушка:

«Как за печкой, за трубой
П…да шлёпала губой.
Отчего зашлёпала?
Большого х...я слопала!» [Русский мат…, 1994: 172
]".

По-моему, не очень убедительно, хотя весело. Особенно спорен тезис о том, будто в рамках матриархата "активной стороной в сексе выступает женщина". Ну да ладно, поехали дальше.

"Кроме того, обычай давать приданое невесте интерпретируется как остаточная форма выкупа жениха (покупного брака), существовавшая у славян в период, близкий к матриархату, см., например: [Ильясов, 1993: 68]."

В этом что-то есть. Но надо разобраться в деталях...

"Соответственно в матриархальных сообществах в элементах фаллического культа преобладал вагинальный символ. Он сохранился в речи в виде синонимического ряда: фига, шиш, кукиш, дуля. Фига, как известно, в русской (немецкой и др.) культуре, в рамках элементов генитального культа, выступала в качестве оберега от злых сил и злого глаза, иногда как сущность, способствующая удаче, дающая силу и здоровье".

"Существуют различные гипотезы о происхождении слово «фига». Филолог Галина Кухлевская полагает наиболее обоснованной точку зрения, согласно которой «слово fig происходит от итальянского вульгаризма fica, обозначающего женский половой орган – сходство, хоть и отдалённое, есть.

фига

Получается, что fig это женский символ, а digitus impudicus – мужской». Ранее И. Ф. Борщевский [Баршчэускі, 1928] писал, что кукиш символизирует собой “ктеис” – то есть «женский орган оплодотворения». Такое представление бытовало до недавнего времени и в ряде регионов России (кукиш как символ «срамного женского места») [1].

Вслед за этим Ф. Н. Ильясов приступает к истолкованию смыслов "мужского" фака и "женской" фиги.

Рисунок1
Рис. 1. Ироничная реклама автомобиля Бентли - показательный случай «правильного традиционного» использования кура («фак-пальца»).

"Человек, показывающий пенисный символ - «срамной палец» (назовём его «фак-палец») транслирует следующие сигналы: «Я демонстрирую вам своё превосходство», «Я демонстрирую вам своё презрение», «Я плюю на вас», «Я подвергаю вас коитусу». Показательный случай «правильного традиционного» использования фак-пальца - шутливая реклама автомобиля Бентли (Bentley), см. рис 1.

Человек, демонстрирующий кукиш (вагинальный символ), передаёт следующие сообщения: «Должен разочаровать», «Ничего не получишь», «Надежды напрасны».

Отчего возникли указанные «разночтения»? Естественно предположить, что в связи с особенностями статусно-полового поведения. Пенис в значительной мере ассоциируется со статусом. Вспомним, например, известную шутливую поговорку: «В Польше – у кого х…й больше, тот и пан».

Отечественный пример фак-пальца – опубликованная в журнале PROкрай (май 2010 г.) реклама сигарет «Richmond», вероятно ориентированная на женскую аудиторию, см. рис. 2. Здесь сюжет заключается в том, что привлекательная и «благополучная» девушка показывает зрителям два фак-пальца с перстнями. Рекламный девиз: «reach the rich» обыгрывает начальный слог в названии сигарет. Одна из опрошенных автором этой статьи девушек, на вопрос: «Как вы думаете, какой сигнал посылает зрителям эта реклама?», ответила: «Девушка как бы говорит: Я курю крутые сигареты. Пошли вы все на х…й 2 раза»...


Рисунок2
Рис. 2. Реклама в российском журнале Proкрай «провоцирует спрос демонстрацией пренебрежения к остальным - другим», и в этом сходна с рекламой Бентли.

Как мы видели в вышеприведённых примерах, «посыл превосходства» пенисного символа может укладываться в определённое рекламное поле и не только социально-политической рекламы. А креатив с кукишем больше применяется в «политической рекламе». Пожалуй, наиболее популярный сюжет здесь – В. И. Ленин, показывающий фигу, или, как говаривали в старину, – «ставящий кукиш», см. рис. 3."

Рисунок3
Рис. 3. Этот коллаж показывает «природную» лаконичность и экспрессивность кукиша. (Идея была найдена в Интернете за подписью Alex Bodov).

В общем, "мужской" фак, по Ф. Н. Ильясову, означает претензию на доминирование (даже если этот знак показывает женщина), а "женская" фига означает "накося - выкуси": у тебя ничего не выйдет, и твои претензии безосновательны.

Литература
Ильясов Ф. Н. Статус группы и цены на брачном рынке в регионах с покупным браком (калымом) // Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены. М.: Институт социологии РАН. 1993. С. 68.
Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990. №3. С. 198-204.
Киньяр П. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) // Киньяр П. Секс и страх: Эссе. Пер. с фр. М.: Текст, 2000. С. 36-50.
Левкиевская Е. Е. Кукиш // Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 3. М.: Институт славяноведения РАН. 1994. С. 26.
Русский мат (Антология). Под ред. Ф. Н. Ильясова. М.: Издательский дом Лада М, 1994. С. 172.
Штернберг Л. Я. Фаллический культ // Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд-во Института народов Севера, 1936.
Баршчэускі І. Ф. З гісторыі фальєктєнізму // Запіскі аддзєлу гуманітарных навук. Кн. 4. Працы катэдры этнографіі. Т. 1. Сшытак І. Менск, 1928. С. 52.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Возможно вследствие указанного обстоятельства, старообрядцы, судя по публикациям в Сети, категорически выступают против троеперстного крещения, полагая эту фигуру из трёх пальцев эквивалентом фиги.
Tags: гендерное, символика
Subscribe

Posts from This Сommunity “символика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment