Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу об истоковых формах шаманства.

Э. П. Бакаева в статье "К проблеме определения шаманства (о современных подходах в религиоведческих исследованиях) говорит, что, с историко-типологической точки зрения шаманство, по мнению А. А. Бурыкина, необходимо рассматривать как трансформированную, или "свёрнутую", форму нагуализма такой разновидности религиозных представлений и культов, при которой собственный дух-покровитель имеется у каждого члена сообщества, вследствие чего религиозный опыт каждого человека является глубоко индивидуальным, а коллективная обрядовая практика сведена к минимуму [Бурыкин А. А. Шаманы: те, кому служат духи. СПб., 2007. 287 с.].

И далее Э. П. Бакаева акцентирует внимание на том, что традиционное шаманство, каким мы его знаем, появилось на этапе разложения родового строя. То есть шаманы-мужчины, как "избранники духов", возникли лишь с возникновением патриархата. "К примеру, - пишет Э. П. Бакаева, - известный бурятский религиовед Т. М. Михайлов считал, что согласно самой общей схеме эволюции отправители культа утган являются самыми ранними представителями жречества: "утган в матриархате, хегшед-евгед в переходный период, шаманы в патриархате", в то же время "появление шаманов не заменило угтан и хегшед-евгед, а расширило круг служителей культа, явилось ешё одним актом усилившейся специализации общественно-духовной жизни [Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времён до XVlll в.). Новосибирск: Наука, 1980. С. 116]. Таким образом, по мнению Т. М. Михайлова, шаманству предшествовали два этапа, на раннем из которых (в "матриархате") функцию посредников в обществе выполняли утган, а на втором - старейшины или старики. Подобная схема соответствует материалам, на основе которых А. А. Бурыкин делает вывод о зарождении шаманства как смены верований типа нагуализма на веру в избранность отдельных представителей общества, что отвечает схеме социального разделения родового общества и общим закономерностям перехода от родового к классовому строю".

Интересно, очень интересно. А что ещё известно про утган эпохи матриархата?

Женщина же считается исконной "хранительницей домашнего очага", то есть она больше, чем мужчина, связана с огнём в повседневной жизни. И вот Гомбожаб Цыбиков в статье "Шаманизм у бурят-монголов" сообщает: "Огонь, очевидно, был почитаем монголами ещё в эпоху, когда монгольские и тюркские племена жили вместе и вели одну хозяйственную жизнь. Доказательством служит слово «огонь», по-тюркски – ут, или от. От этого слова получило название и лицо, которое служило огню. Лицо это называется во всех тюркских и монгольских языках одинаково – утган, отган, удган, одоган и другими однокоренными словами.

У бурят существует предание, что первой шаманкой была женщина, она различала и видела злых и добрых духов. Считать женщину царицей огня было естественно, так как в первобытных условиях, когда пропитание отыскивалось охотой, требовавшей от мужчины постоянной отлучки, женщине приходилось оставаться дома и поддерживать огонь, столь трудно добываемый в те времена.

Более позднее появление жреца-шамана может быть доказано ещё тем, что разные племена, имеющие для жрицы-шаманки одно название, шамана называли различно, о чем будет сказано ниже.

Из них монгольское название шамана бо, по-видимому, произошло из слова ву, которое в китайском языке сначала обозначало жрицу, а затем жреца и жрицу вместе. Допустимо предположение, что в пору знакомства с этим китайским словом монголы имели уже установившееся название для шаманки – «удган», следовательно, им пришлось принять новое слово только как название для шамана.

Слово «шаман» заимствовано русскими от тунгусов, говоривших на одном из диалектов маньчжурского языка. Другие народности Сибири и Центральной Азии называют жрецов по-разному, например: алтайские тюрки – кам, якуты – ойун, буряты и монголы – бо и т. д. Примечательно, что и алтайские тюрки, и якуты, и буряты называют шаманок утган, удган, одёгон, о чем мы уже говорили выше".

Можно предположить, что самая древнейшая, архаическая форма шаманизма сохранилась в феномене кликушества, которому соответствует мерячение (мэнэрик). Иногда это явление именуется "полярной истерией". В. Л. Серошевский описывал данное расстройство следующим образом: «Она проявляется периодически, а иногда вызывается в виде отдельных припадков сильными душевными или физическими страданиями. Больной воет, кричит, причитает, рассказывает небылицы, причём его ломает, сводит, бросает из угла в угол, пока, истощившись, он не уснёт. Болезни этой подвержены женщины, особенно страдающие женскими болезнями после замужества или после несчастных родов; подвержены ей мужчины, но редко» [Цит. по: Иванов И. Загадочная болезнь // Медицинская газета. №3 от 16 января 2013 г.].

menerik-2menerik-3


Более подробное знакомство с феноменом мерячения (например, здесь) убедительно доказывает его связь с шаманизмом. "Сам факт «разговора с духами» в изменённом состоянии сознания уже ставит данный аспект АИ предельно близко к соответствующему аспекту шаманских практик".

Значит, первоначальные формы шаманизма выглядели примерно так, как эмирячки на фотографиях выше. И это очень важно, так как именно в шаманизме "коренятся" все первобытные формы религиозности. Собственно шаманство, по мнению А. О. Булатова, изначально древнее шаманизма. Очевидно, шаманство, как нагуализм, имело место быть в Чатал-Хююке, так как мы не находим там ни отдельных храмов, ни храмового жречества. Скорее всего, шаманили там женщины в собственных домах возле очага. Может быть, даже и в крито-минойской культуре ещё доминировало это архаичное женское шаманство.



Tags: шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “шаманизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments