Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О генезисе патриархата.

Г.Т. Поленова в статье "СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КАК ИСТОРИЧЕСКИ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ" обращается к кетскому языку, который сохранил архаичные черты языка в целом (благодаря тому, что кеты-енисейцы долго сохраняли родоплеменной строй и до середины XX в. вели кочевой образ жизни).

Сам анализ субъектно-объектных отношений в кетском языке мы, конечно, пропускаем. Оставим суффиксы и аффиксы узким специалистам по языкознанию. А вот этапы развития кетского языка - это представляет интерес для нашего сообщества.

В заключение своей статьи Г.Т. Поленова пишет:

"Мифологическая модель мира кетов содержит архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы, которые генетически восходят к верхнему палеолиту – более 30 тысяч лет до нашей эры.

Первая ступень в развитии языка соответствует матриархату.

Вторая ступень отражена в мифологии как период множества божеств и духов, представляющих совокупность определённых форм проявления одной и той же силы природы.

Переход от матриархата к патриархату знаменуется в языке перестройкой классной системы в активную типологию, для которой характерна оппозиция активный/ инактивный для всех языковых форм. Бинаризм морфологических показателей характеризует вначале местоимение 1-го лица и глагольную парадигму (группы B и D), ср.: ad/ab 'я/мой‘.

Суффиксы субъекта 2-го лица и женского класса имеют одинаковую форму во всех случаях, что свидетельствует о том, что они восходят к древнейшему состоянию языка при матриархате. Субъектные показатели 1-го ряда табл. 2 и пример 4 доказывают, что, в начале активной фазы превалировало ещѐ женское начало, ср. также пример 6. Глаголы, выражающие действия, происходящие помимо воли человека, и по сей день имеют безличный субъектный показатель da-, который, по нашему мнению, передаёт идею высшего (небесного) разума.

В кетской мифологии матриархату нужно отвести время, когда Es' и Hos'adam находятся на небе. Смена материнского рода отцовским зафиксирована в фольклоре. Есь ('старик') ссорится с женой Хоседам ('старухой') и сбрасывает её 'вниз'. Старуха говорит: 'Теперь я внизу богом буду, а ты вверху богом будешь' [Николаев Р.В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. – Красноярск: КГУ, 1985. – С. 82.]. Хоседам становится отрицательной альтернативой Еся, олицетворением тёмных сил. Она живёт на западе или на севере, под землёй, к ней стекаются все реки, она хозяйка мира мёртвых. Злые духи находятся у неё в подчинении [Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. – Л.: Наука, 1967. – С. 171.].

При патриархате люди различаются по полу. Мужчины (активный класс) получают дейксис -a-, а женщины (инактивный класс) -i- (примеры 1, табл. 1, 1-й ряд). Неживое получает женский показатель -i- в сочетании с b- (земной), т.е. bi- (табл. 2, 2-й ряд). При активном строе вырабатывается оппозиция активное (мужское) / инактивное (женское) в системе глагола, что отражается соответственно показателями BA и D1 (по формам 1-го лица ед. числа)."

++++++++++++++++++++++++++++++++

Ну вот, оказывается, что "матриархальный" язык отличается от "патриархального": первый можно охарактеризовать как холистический (от гр. holos - целый), а второй как бинарно-оппозиционный. В этой связи интересна библейская мифологема сотворения мира, которая вся строится на разделении и отделении:

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И здесь подтверждается наш взгляд на историю мифотворчества, если можно так выразиться. В самом начале люди не столько воображают-представляют некий образ, а, скорее, чувствуют безликую Мать Прародительницу. Далее. Шаманство свидетельствует о духах, с которыми можно вступать в контакт, и эти духи осознаются как "дети" Матери Земли. Они "циркулируют" по подземным пещерам и рекам, как кровь течёт по венам человека. Отсюда понятно, почему святилища верхнего палеолита располагались во глубине сибирских руд в пещерах. Ближе к "излому" матриархата всё большее почитание начиает оказываться образу юного консорта Великой Богини - быкоголовому богозверю. Он тоже является "дитём" своей Матери, но при этом ещё и становится её возлюбленным. Поначалу он играется на руках у любящей Матери и иногда ударяет ручкой её по лицу. Мать терпит эти детские шалости. Но "бычок" подрастает, мужает, культ его крепнет и усиливается, количество его почитательниц многократно превышает почитательниц Великой Богини. И происходит неизбежное: как говорится в кетской сказке, "бычок" ссорится со своей женой ('старухой') и своими рожками сталкивает её с неба 'вниз'. Наступает патриархат. "Бычок" принимает обличие Зевса.

Tags: историософия, кеты, языкознание
Subscribe

Posts from This Сommunity “кеты” Tag

  • Бог Посейдон пришёл в Элладу с Енисея?

    Я в последнее время несколько раз встречался с гипотезой об алтайской родине праиндоевропейцев. Косвенные подтверждения этой гипотезы имеются в…

  • О менталитете "рыбоедов".

    Е.А. Алексеенко в статье " РЕЧНОЙ КОМПОНЕНТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА" говорит, что " с рекой, приречным образом жизни…

  • Палеолитические "венеры" - «хозяйки очага»?

    С. А. Токарев в статье "К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита" говорит, что наибольшей известностью у советских…

  • Родовое капище кетов.

    Холай — мольбища у кетов. Они располагались на берегу, в низовьях рек, реже у озера. Сюда собирались семьи родственников, живущих на отдалённых…

  • Женщины и домовые духи.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у…

  • Басня про грибы, на сон грядущий.

    У кетов зафиксировано предание о том, что грибы — это «захиревшие» фаллосы: « Прежде жили только бабы, мужиков совсем не…

  • Нечто из кетской мифологии.

    Г. Т. Поленова в статье "РЕФЕРЕНЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ЯЗЫКЕ" говорит, что кеты имели родовой строй вплоть до начала XIX в.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments