Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О генезисе патриархата.

Г.Т. Поленова в статье "СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КАК ИСТОРИЧЕСКИ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ" обращается к кетскому языку, который сохранил архаичные черты языка в целом (благодаря тому, что кеты-енисейцы долго сохраняли родоплеменной строй и до середины XX в. вели кочевой образ жизни).

Сам анализ субъектно-объектных отношений в кетском языке мы, конечно, пропускаем. Оставим суффиксы и аффиксы узким специалистам по языкознанию. А вот этапы развития кетского языка - это представляет интерес для нашего сообщества.

В заключение своей статьи Г.Т. Поленова пишет:

"Мифологическая модель мира кетов содержит архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы, которые генетически восходят к верхнему палеолиту – более 30 тысяч лет до нашей эры.

Первая ступень в развитии языка соответствует матриархату.

Вторая ступень отражена в мифологии как период множества божеств и духов, представляющих совокупность определённых форм проявления одной и той же силы природы.

Переход от матриархата к патриархату знаменуется в языке перестройкой классной системы в активную типологию, для которой характерна оппозиция активный/ инактивный для всех языковых форм. Бинаризм морфологических показателей характеризует вначале местоимение 1-го лица и глагольную парадигму (группы B и D), ср.: ad/ab 'я/мой‘.

Суффиксы субъекта 2-го лица и женского класса имеют одинаковую форму во всех случаях, что свидетельствует о том, что они восходят к древнейшему состоянию языка при матриархате. Субъектные показатели 1-го ряда табл. 2 и пример 4 доказывают, что, в начале активной фазы превалировало ещѐ женское начало, ср. также пример 6. Глаголы, выражающие действия, происходящие помимо воли человека, и по сей день имеют безличный субъектный показатель da-, который, по нашему мнению, передаёт идею высшего (небесного) разума.

В кетской мифологии матриархату нужно отвести время, когда Es' и Hos'adam находятся на небе. Смена материнского рода отцовским зафиксирована в фольклоре. Есь ('старик') ссорится с женой Хоседам ('старухой') и сбрасывает её 'вниз'. Старуха говорит: 'Теперь я внизу богом буду, а ты вверху богом будешь' [Николаев Р.В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. – Красноярск: КГУ, 1985. – С. 82.]. Хоседам становится отрицательной альтернативой Еся, олицетворением тёмных сил. Она живёт на западе или на севере, под землёй, к ней стекаются все реки, она хозяйка мира мёртвых. Злые духи находятся у неё в подчинении [Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. – Л.: Наука, 1967. – С. 171.].

При патриархате люди различаются по полу. Мужчины (активный класс) получают дейксис -a-, а женщины (инактивный класс) -i- (примеры 1, табл. 1, 1-й ряд). Неживое получает женский показатель -i- в сочетании с b- (земной), т.е. bi- (табл. 2, 2-й ряд). При активном строе вырабатывается оппозиция активное (мужское) / инактивное (женское) в системе глагола, что отражается соответственно показателями BA и D1 (по формам 1-го лица ед. числа)."

++++++++++++++++++++++++++++++++

Ну вот, оказывается, что "матриархальный" язык отличается от "патриархального": первый можно охарактеризовать как холистический (от гр. holos - целый), а второй как бинарно-оппозиционный. В этой связи интересна библейская мифологема сотворения мира, которая вся строится на разделении и отделении:

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И здесь подтверждается наш взгляд на историю мифотворчества, если можно так выразиться. В самом начале люди не столько воображают-представляют некий образ, а, скорее, чувствуют безликую Мать Прародительницу. Далее. Шаманство свидетельствует о духах, с которыми можно вступать в контакт, и эти духи осознаются как "дети" Матери Земли. Они "циркулируют" по подземным пещерам и рекам, как кровь течёт по венам человека. Отсюда понятно, почему святилища верхнего палеолита располагались во глубине сибирских руд в пещерах. Ближе к "излому" матриархата всё большее почитание начиает оказываться образу юного консорта Великой Богини - быкоголовому богозверю. Он тоже является "дитём" своей Матери, но при этом ещё и становится её возлюбленным. Поначалу он играется на руках у любящей Матери и иногда ударяет ручкой её по лицу. Мать терпит эти детские шалости. Но "бычок" подрастает, мужает, культ его крепнет и усиливается, количество его почитательниц многократно превышает почитательниц Великой Богини. И происходит неизбежное: как говорится в кетской сказке, "бычок" ссорится со своей женой ('старухой') и своими рожками сталкивает её с неба 'вниз'. Наступает патриархат. "Бычок" принимает обличие Зевса.

Tags: историософия, кеты, языкознание
Subscribe

Posts from This Сommunity “кеты” Tag

  • Родовое капище кетов.

    Холай — мольбища у кетов. Они располагались на берегу, в низовьях рек, реже у озера. Сюда собирались семьи родственников, живущих на отдалённых…

  • Женщины и домовые духи.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у…

  • Басня про грибы, на сон грядущий.

    У кетов зафиксировано предание о том, что грибы — это «захиревшие» фаллосы: « Прежде жили только бабы, мужиков совсем не…

  • Нечто из кетской мифологии.

    Г. Т. Поленова в статье "РЕФЕРЕНЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ЯЗЫКЕ" говорит, что кеты имели родовой строй вплоть до начала XIX в.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments