Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О женской инициативе в брачном выборе.

Оксана Саидовна Мутиева в статье "ЖЕНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЁРА В ТРАДИЦИОННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)" приводит примеры женской инициативы в брачном выборе и говорит об  архаичности данной практики.

"Рассмотрим некоторые обычаи, при которых девушка могла проявить брачную инициативу. Как показывают источники, они имели место в основном у аварцев, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев. В частности, исследователь М.А. Агларов описывает бытовавший среди андийцев обычай «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определённый ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил её назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества [10, Л. 235-236]. М.А. Агларов считает данный обычай пережитком более ранних форм семейно-брачных отношений [11, с. 136].

На примере лакцев на схожий обычай къурмямяв – «я хочу замуж», бытовавший у лакцев, указывает исследователь А.Г. Булатова. В частности она пишет, что «по этому обычаю, лакская девушка, когда наступал брачный возраст, выходила к мечети или поднималась на крышу ближайшего дома и могла назвать имя юноши, за которого хотела выйти замуж» [12, с. 141]. А.Г. Булатова описывает и другой обычай, где девушка, выбрав момент, когда все мужчины собирались в одном помещении, тайком подходила к окошку снаружи и громко называла имя желанного юноши, а затем своё имя [13, с. 142]. С.Ш. Гаджиева подчёркивает при этом, что «обычай требовал, чтобы семья названного немедленно начинала сватовство» [14, с. 160].

Исследователь К.Э. Курбанов, описывая схожий обычай ирмъав у цахуров, считает, что «в действительности этот древнейший обычай отражает отголоски материнского рода, когда браки заключались преимущественно по инициативе девушки» [15, с. 132].

Аналогичные обычаи встречаются у лезгин и дербентских азербайджанцев, когда девушка в ночное время выходила на крышу своего дома и начинала кричать, что хочет замуж. И тогда родственники начинали искать ей жениха.

1

Интересными для нас представляются некоторые обычаи, которые проводились в игровой форме, с соблюдением определённого ритуала. В частности, обычай, бытовавший в старину в селении Тлалух Чародинского района, описала Алиева У.: «Старейшины аула собирали один раз в году всех девушек и женщин, которые по разным причинам не вышли замуж. Собирались также все холостяки-мужчины. Все приходили нарядно одетыми. По разрешению старейшины ведущий произносил имя девушки и говорил: "Человек не должен жить один. Пора ей иметь спутника. Назови имя". Если девушка смелая, она могла сразу произнести имя своего избранника из тех, кто присутствовал. Но если девушка стеснялась, то из толпы её закидывали мелкими камушками до тех пор, пока она не скажет имя избранника…» [16].

Интересный материал мы находим у аварцев селения Цада Хунзахского района, когда в старину парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. В обряде, проводимом в игровой форме, как правило, принимали участие все молодые юноши села. После проводили сватовство. Стоит отметить, что аналогичный обычай «тIагърал рехи» – «забрасывание папах» был широко известен и у ахвахцев [17]. Как считает М.А. Агларов, «забрасывание папах в окно» случалось лишь один раз в жизни девушки, и таким образом она «фактически выбирала себе жениха» [18, с. 132]."

Вот этот последний обряд мне больше всего нравится.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Вебер М. Избранные произведения. http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php
2. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX – начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. – М.: Наука, 1965. – 280 с.
3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. – М., 1890. Т. 2. – 303 с.
4. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. // Науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1995. – 86 с.
5. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин в XIX – начале XX века //УЗ. ИИЯЛ. – Махачкала. Дагфилиал АН СССР. 1964. Вып.XII. – С. 133–154.
6. Руновский А. Дневник полковника Руновского // Акты, собранные Кавказской археограф. комис.1904. Т.12.
7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. 1868. Вып.1.
8. Алиханов-Аварский А.М. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев // Кавказ. – 1896. – № 234.
9. Львов Н. О нравах и обычаях горцев // Кавказ. – 1867. – № 71.
10. Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX – начале XX в.: Дисс. …канд.ист.наук. – Махачкала, 1968. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп.3. Д. 67.
11. Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев // Советская Этнография. – 1964. – № 6. – С. 130–136.
12. Булатова А.Г. Лакцы (XIX – начало XX века): Историко-этнографические очерки. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1971. – 194 с.
13. Там же.
14. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX. – М.: Наука,1985. – 359 с.
15. Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в.// Вопросы истории и этнографии Даге-стана. – Махачкала, 1974. Вып. V. – С. 131–150.
16. Алиева У. Эмансипация по-тлалухски // Дагестанская правда. – 2003. – 4 апреля. – № 68. 17. Семейные адаты народов Дагестана. http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
18. Агларов М.А. Формы заключения брака…– C.132.
19. Алигаджиева З.А. Свадебная обрядность аварцев (традиции и инновации). – Махачкала: ФГБУН ИИАЭ ДНЦ РАН, 2015. – 210 с.
20. Лугуев С.А. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование (XIX– нач. XX в.). 1987 г. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 3. Д. 671.
21. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX – нач. XX вв.: Историко-этнографическое исследование. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1994. – 246 с.
22. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 412 с. 23. Семейные адаты народов Дагестана. http// www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
24. Ибрагимова Марьям. Имам Шамиль http// www.litmir.info/bd/?b=231453
Tags: Кавказ, брак
Subscribe

Posts from This Сommunity “Кавказ” Tag

  • Культ богини Тушоли у ингушей (2).

    "Все ингушские общества имели свой собственный небольшой храм, посвящённый Тушоли. Тот, который находился в селении Кок, имел следующие…

  • Культ богини Тушоли у ингушей (1).

    yyprst поделился ссылкой на статью о древних верованиях ингушей на Настоящем Ингушском Форуме. Статья грамотно написана, и по всем…

  • «Материнский язык».

    Это не то, что вы подумали. Это не матерщина. Х.В. Шахбазова в статье "Гендерные признаки русских и чеченских фразеологических и…

  • Богиня-Мать.

    Из лекции Александры Барковой. Первый и главный вопрос, связанный с Богиней-Матерью, вопрос, увы, совершенно некорректно поставленный, но наше…

  • Пережитики матриархата в нартском эпосе.

    Социальная организация в нартском эпосе неоднотипна, что связано с динамикой представлений о мире в разных эпических школах. В сосруковском…

  • Как культура умершего народа "просачивается" в культуру живых (4).

    "Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Когда появилось это селение, сейчас…

  • Пережитки матриархата на Кавказе.

    В продолжение предыдущей записи Аталычество. Семейный быт на Кавказе сохранял к концу XIX — началу XX вв. ряд архаических черт. Избегание.…

  • Аталычество.

    Автор - М. О. Косвен (с некоторыми сокращениями). Утвердившийся в кавказоведческой литературе термин аталычество взят от слова аталык, которым…

  • К реконструкции общества древних нартов.

    Социальная организация в нартском эпосе неоднотипна, что связано с динамикой представлений о мире в разных эпических школах. В сосруковском цикле,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments