Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Начало мужского священства.

(Из статьи Р. Г. Назирова «Женоподобие шамана и жреца»)

"Для сказок о мачехе и падчерице характерна помощь героине не со стороны отца (отец в сказке никогда не помогает своей дочери и покорно, хотя и с сокрушённым сердцем выполняет злую волю мачехи), а со стороны духа покойной матери. Тут получается очень интересная параллель с палеолитическим наследованием, всё ещё сохраняющимся у некоторых примитивных народов: так, у современных бушменов небольшая личная собственность отца (орудия охоты) передаётся по наследству его сыновьям, а домашняя утварь, собственность матери, — дочерям. Аналогично раздельнополому наследованию, дух отца в сказках покровительствует младшему сыну, а дух матери — её дочери, гонимой падчерице.

Для народов Старой Европы, у которых огромное значение матриархата в прошлом не подвергается сомнению, мотив покровительства покойной матери был вполне естественным. Одновременно она являлась и духом домашнего очага. «Не случайно, — говорит академик А. П. Окладников, — женские статуэтки в палеолите нередко находятся около очага, а в этнографии дух — хозяин очага — имеет женский облик» [Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967, с. 80.].

огневица-поскакушка

В палеолите сохранение огня было функцией женщины. Поэтому и огонь в эпоху матриархата (а иногда, как видно, и в более позднюю эпоху) мыслился существом женского рода; в Средние века духом огня считалась саламандра. У многих народов-огнепоклонников жрицами вечного огня были только женщины. Но дело не ограничивается культом огня.

Первоначально только женщины выполняли все жреческие и гадательные функции. Пережитки этой всемирной стадии по сей день сохраняются во всём мире. Невозможно перечислить всех ведьм, колдуний, иудейских пророчиц, античный пифий и сивилл, современных гадалок и т. п. У такого патриархального народа, каким были древние евреи, женское шаманство было гораздо старше мужского жречества, и следов этого в Библии немало, например, образ великой пророчицы Деборы. Аэндорская волшебница по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила, и тот предсказал царю поражение в предстоящей битве. Как это некромантическое «действо» совершалось на практике, мы видели воочию в японском кинофильме «Расёмон» (режиссёр Акиро Куросава), где чревовещательница заклинает дух убитого самурая и, говоря его голосом, повествует историю его гибели. Эти волшебницы служили связующим звеном между миром живых и миром
мёртвых, ибо к хранительнице очага благоволят души предков.

огонь

Все дети, ещё не прошедшие инициаций, жили тогда с матерями, помогая им, разделяя их общественные и хозяйственные заботы. Девочки оставались в материнском роду; выходя замуж, они только на короткое время (после весеннего сева) сходились с мужьями [1]; в развитом матриархате мужья приходили в род жены. В ту эпоху всякая инициатива, социальная и половая, исходила от женщины; девушки выбирали себе мужей, а молодые люди пассивно ждали выбора; муж в ранней семье занимал подчинённое место.

В материнском роду всегда было известное количество мальчиков. Вплоть до середины нашего века у папуасов Новой Гвинеи мальчики, ещё не прошедшие инициаций, спали в «женском доме»; переходом служила жизнь в домах для инициаций; пройдя инициации, мальчик превращался в молодого воина, переходил в совершенно иной мир. Но больные, слабые, увечные мальчики, которые заведомо не могли пройти инициации, оставались в материнском роду, выполняли женские работы и не имели никакой надежды на брак. На них в очень широких пределах распространялось понятие женственности. Мальчики, не прошедшие инициации, рассматривались воинами как женоподобные. К ним и относились в сексуальном плане как к девушкам.

Ярким отражением этой культурной стадии является образ юного Ахилла, скрытого его матерью Фетидой на острове Скирос среди дочерей Ликомеда. Ахилл был переодет девочкой.

Poussin_Achille_parmi_les_filles_de_Lycomède_Boston
Николя Пуссен. Ахилл среди дочерей Ликомеда. 1651. (Ахилл -- крайний справа, с мечом)

Судя по этому классическому мифу, его нельзя было отличить от скиросских царевен (хотя одну из них он успел сделать матерью). В ту эпоху, к которой восходит этот миф, мальчики и девочки носили одинаковую одежду, обычно именно ту, которую продолжали носить девушки и после своих инициаций. Это никого не удивит, если вспомнить, что вплоть до XX века в Европе, преимущественно в буржуазных, мещанских кругах, маленьких мальчиков заставляли носить платья девочек. Ещё в глубокой древности из этого неразличения половой символики одежды родился культовый травестизм. В палеолите причиной такой травестии мальчика было стремление к тому, чтобы женское божество огня (покровительница материнского рода) приняло мальчика за девочку.

Речь идёт о том, что больные или увечные мальчики, не прошедшие инициаций, оставались при матерях; вырастая, они как бы не становились мужчинами, а сохраняли одежды девушек и по-прежнему помогали в женских работах, в том числе и в поддержании неугасимого огня очага. Эти несчастные существа «третьего пола» и стали первыми жрецами-неженщинами. Героиня патриархальной эпохи надевает мужские доспехи и с мечом в руках поднимает народ на борьбу за освобождение Франции, тем самым навлекая на себя обвинение в союзе с дьяволом. Герои позднего матриархата надевали женское платье, подражали женским голосам и порою даже женской сексуальности, чтобы получить доступ к священному очагу и жертвеннику богини.

Такой гигантский исторический переворот, каким был переход от матриархата к патриархату, не мог совершиться за короткое время: он тянулся тысячи лет, и фиксированная история ещё застала в разных концах земли разные стадии этого процесса. Переходом от женского жречества к мужскому послужил длительный период времени, когда ранние жрецы из мужчин традиционно симулировали женственность. Это было неизбежно и необходимо, поскольку главными в пантеоне переходной эпохи оставались женские божества огня и земли. Богине очага и огню, сильнейшему средству очищения, служили целомудренные, «чистые» девушки".

Возможно, - добавлю я от себя, - мужская практика самооскоплений появилась из стремления к "чистоте", из желания уподобиться целомудренным девушкам.

"Исторически самооскопление жрецов было способом перехода от женского шаманства к мужскому жречеству, однако в понимании самих людей раннепатриархальной эпохи кастрация жрецов служила целям уподобления их божеству: увечному Небу [2] или женственной Земле — Великой Матери богов и людей.

У скифов жрецами были энарреи, т. е. евнухоидные мужчины, лишившиеся потентности вследствие врождённых физических недостатков или повреждений, полученных в детстве (например, в результате слишком долгой верховой езды). Жрецами Кибэлы, а также некоторых других оргиастических культов древнего Востока были кастраты, причём посвящаемые сами оскопляли себя во время диких «музыкальных радений». Это не было «жертвоприношением мужской силы», а имитацией драмы мифологического возлюбленного богини, оскоплённого диким зверем на охоте.

Видимо, более распространённой формой достижения женоподобия была не кастрация, а культовый травестизм, т. е. переодевание мужчин в женскую одежду, постоянное ношение женских одежд. Ещё в ХХ веке сибирский шаман, если у него не было под рукой его специального наряда, переодевался для камлания в женскую одежду.

Первыми жрецами из мужчин были слабые и больные, а также младшие сыновья. Они были не просто психологически, а «социально-экономически» ближе к матерям, огню и духам предков. Старшая женщина, глава материнского рода, была жрицей огня; в силу матрилокального брака сыновья уходили в роды их жён, а с матерью оставался больной последыш.  Болезнь же считалась священной приметой избранности к жреческому служению. Величайшими жрецами были эпилептики, падучая у римлян называлась morbus sacer (священная болезнь). Почему именно эпилептики — лучшие шаманы? Потому что эпилептический припадок с его ритмическими судорогами и выгибаниями древние понимали как половой акт с невидимым партнёром, с духом, божеством, тотемным животным.

Итак, измазанный в золе мальчик [3], последыш и помощник жрицы, стал первым жрецом мужского пола. Младший брат наследовал матери, и с этого начался минорат. В библейской истории с благословением Иакова связь минората с матриархальным принципом и борьба минората против майората выступают в обнажённо-наглядном виде. И вся история Иосифа Премудрого, которого ненавидели старшие братья и продали его в рабство в Египет, а он там стал министром фараона, отражает борьбу между миноратом и майоратом.

На славянские сказки о младшем сыне повлияло расселение племён при подсечно-огневом земледелии, распад древнеславянской «большой семьи»; социальное содержание восточнославянских сказок о «запечнике» — это борьба при переходе от минората к раздельному наследованию, с которым в народный быт вошли имущественные распри и ограбление младших, т. е. ранние формы социальной несправедливости. Но и в этих сказках прослеживаются следы матриархата и пережитки особого положения младшего сына в эпоху перехода от женского жречества к мужскому".

--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Интересно, а не для этих ли праздничных "сходок" строились "протогорода" Кукутени-Триполья? См. О "протогородах" Кукутень-Триполья.

[2] Брак Неба и Земли первоначально мыслился как непрерывный половой акт; Небо лежало на Земле, и детям Земли не было места для жизни. Иными словами, все зачатые и выношенные Землёю плоды этого брака оставались во чреве матери, наглухо закрытом ввиду непрерывности самого сочетания. Актом освобождения первых богов или актом создания свободного пространства было разделение Неба и Земли путём кастрации отца: божественный сын вечных супругов, откусив половой орган отца, открывает себе путь из чрева матери и в то же время разделяет своих родителей. Из мифов о разделении Неба и Земли обычно вытекает необходимое следствие: бог Неба есть увечный бог.

[3] ЗолушОк
Tags: болезни, евнухи, инициация, кастрация, материнское право, минорат, огонь, сказки, шаманизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “кастрация” Tag

  • О сирийской богине Атаргатис.

    Ю. Б. Циркин в статье " Комбаб и постройка храма в Бамбике" пересказывает древнюю сирийскую легенду, в которой задействована богиня…

  • Оказывается:

    кастрация продлевает жизнь мужчин! Мужская сперма - это своего рода "эликсир жизни", и чем меньше изливается этот ценнейший ресурс из…

  • Кровавый матриархат О. Елисеевой.

    Продолжаем знакомиться с представлениями о древнем матриархате в описании О. Елисеевой. " Мальчик, рождённый главной жрицей коллегии нимф,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments