Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Максим Горький о женщинах эпохи палеолита.

Максима Горький в статье "О женщине" говорит:

"Мне лично кажется, что необходимо написать «Историю женщины» и что план истории этой должен быть приблизительно таков.

Мужчина — охотник. Едва вышедший из зоологического состояния, в котором безраздельно господствовали животные инстинкты, физическая сила, подавление и устранение слабых, он нуждается в самых сильных и жестоких мерах, чтобы предотвратить возрождение в коллективе охотников грубой животной борьбы самцов, угрожающей распадом и гибелью человеческому коллективу. Отсюда все суровые испытания и «табу» — запреты — для молодёжи, и отсюда у некоторых племён особые меры для сохранения жизни и опыта стариков. Возможно, что некоторые «табу» были установлены именно женщинами в целях самозащиты от сексуальных домогательств самца в последние месяцы её беременности и что был ещё ряд трудовых причин, которые ограничивали свободу действий «сильного пола».

Труд мужчины-охотника носит ещё, по существу, животный характер: выслеживание, преследование, окружение добычи, огромное напряжение сил и затем длительный полный отдых, беспечность и праздность. Между тем труд женщины развивается как человеческий: регулярный, систематический, дисциплинирующий сознание и воспитывающий трезвое, разумное отношение к жизни.

Беременность и роды останавливают женщину, заставляют её ограждать себя и детёныша от зверей, дождя, ветра, зноя. Она прячется в пещеру, сплетает шалаш из ветвей кустарника. Можно думать, что путь к осёдлой жизни был указан мужчине женщиной.

палеолит

Вполне допустимо, что это она освоила огонь, собирая угли лесных пожаров, а в дальнейшем научилась постоянно поддерживать и, возможно, добывать огонь. Этнография не приписывает женщине эту заслугу, но логика позволяет думать, что огонь освоен именно женщиной. Именно женщина пользуется огнём для приготовления пищи и других нужд.

Библейская, то есть жреческая, легенда о «грехопадении» говорит, что женщина первая сорвала плод «с древа познания добра и зла». Смыслом этой глубоко пессимистической легенды утверждается, что способность наблюдения и сравнения явилась у женщины раньше, чем у её сотрудника, но ещё не властелина: мужчины-пастуха, охотника. Хозяйственная деятельность воспитывала женщину материалисткой. Она видела, как семя превращается в стебель, колос, цветок и снова родит семя, она узнала, что, если сорвать бутон, завязь цветка, семя не родится. Она чувствовала, как в её теле возникает новая жизнь, а это — чувство глубочайшего значения, чувство, незнакомое мужчине, о чём можно бы пожалеть, если бы жалость не была смешна и бесполезна в данном случае, как и во многих других. Её право признавать себя родоначальницей было более ясно, чем право мужчины считать себя главою рода.

Борьба мужчин против господства женщин в домашнем хозяйстве и быту возникла вместе с началом распадения рода, вместе с противопоставлением семьи роду и развитием частной собственности. Мужчина, воспитанный тысячелетиями господства женщин, стал, наконец, не только и не столько охотником, но и работником — сначала лишь помощником в работе женщины, затем равным участником и позже — главной рабочей силой в земледелии и обработке материалов, особенно в тех случаях, когда им начал применяться для транспорта и обработки земли прирученный и охранявшийся им скот. Положение его в своём собственном роде, где он не мог брать жены, и в роде своей жены, где он не был полноправным членом общества, переставало соответствовать той роли, которую он начал занимать в хозяйстве. И вот на протяжении новых тысячелетий мужчина ведёт упорную борьбу за главенство своё в семье, за признание детей его
детьми, а не детьми родившей их матери, за принадлежность этих детей к роду отца, а не к роду матери, за признание собственности его собственностью и собственностью его рода, а не собственностью жены и её рода. Эта борьба была тем тяжелее, что по мере развития труда женщина не отставала от мужчины, а становилась всё более искусной, опытной, работоспособной. На стороне мужчины была только сила, и его борьба была борьбой за власть, ставила целью своей экспроприацию житейского опыта женщины и цели этой достигла, поработив женщину, сделав её «собакой моего хозяйства», как определил её роль некий орочанин.

Даже очаг, огонь мужчина сделал своим очагом, очагом собственного рода. Миф о Прометее, похитителе огня с неба, вначале был, вероятно, жреческим мифом, он отнимал у женщины её первенство в деле освоения огня, богоборческим этот миф стал много позднее.

Легендарные битвы с амазонками могли и не быть в тех формах, как повествует предание, но, очевидно, они были в каких-то формах. «Похищение сабинянок» можно объяснить недостатком количества женщин у римлян, но также и необходимостью похитить женщин не только «как таковых», но как искусных мастериц: прях, ткачих и т. д. Возможно, что и «умыкание» девиц во многих случаях объяснялось стремлением выкрасть у соседей хороших работниц в рабыни".

Источник

Tags: огонь, палеолит, род, табу
Subscribe

Posts from This Сommunity “палеолит” Tag

  • Каменных дел мастерицы.

    "Консо — одна из самых многочисленных народностей группы кушитов, проживающая на юге Эфиопии. Женщины народа консо, возможно, единственные…

  • Кто были творцами пещерной живописи?

    Я об этом уже писал в заметке " Большая часть доисторических наскальных рисунков создана женщинами". На сей раз напишу более подробно. В…

  • О свинье, "влипшей" в историю.

    В Индонезии, в пещере на острове Сулавеси, обнаружено изображение дикого кабана, точнее говоря, бородавочника (warty pig). Говорят, что…

  • О пещерном искусстве верхнего палеолита.

    Я. Вансина справедливо считает, что в Африке почти никогда не существовало искусства для искусства. Под тем же углом зрения можно взглянуть и на…

  • Мегалиты как поздние "пережитки" пещерных захоронений?

    Э. Л. Лаевская, исходя из самого названия её работы - "Мир мегалитов и мир керамики" - противопоставляет доисторический Восток и Запад. На…

  • Нерукотворный храм кроманьонца.

    Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" (М. : Библейско-Богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 1997) совершенно…

  • "Путь охотника".

    Э. Л. Лаевская пишет в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы"…

  • Целомудренный палеолит.

    "Что особенно заслуживает внимания в неолитической религии Анатолии и применимо к Чатал-Хююку так же, как и к Хаджилару, — это полное…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments