Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

О наследовании власти по материнской линии.

Одним из символов Исиды был иероглиф «трон», который изображался над её головой. Он обозначает её связь с тронным местом – символом царской власти. Сам трон был олицетворением коленей богини-матери, и фараон сидел на троне, подобно тому, как сидел на коленях Исиды её сын Хор [Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М.: Вече, 2006., 350-365]. Источник.

Исида с Гором

А вот трон Кносского "дворца"-лабиринта.

Тронный зал Кносского дворца

По обе стороны от трона мы видим изображения грифонов. И точно такого же грифона мы видим на единственном сохранившемся изображении крито-минойской Богини.

The Saffron Goddess (1600 B.C.)

Это говорит о том, что грифоны являлись "атрибутами" Богини. И если они располагаются по обе стороны от трона, то тем самым они указывают на истинную "хозяйку" данного трона.

Кстати, в Древнем Египте, тот же грифон, лев с головой сокола – был одной из форм бога Хора – Хоремахета (Хор на горизонте).

Egipetskij-bog-Gor-2

Одна аналогия косвенно связывает Исиду с минойской богиней, чьими символами были цветы шафрана и ласточки, кружащие над холмами.

Swallow. 18th c.BC. Fresco from Akrotiri, Thera island (Santorini), Cyclades, Greece.

По одному из вариантов мифа об Исиде и Осирисе, где фигурирует город Библ, Исида превращается в ласточку [Плутарх Об Исиде и Осирисе/ Пер. и ком. Н.Н. Трухина., 16]. В Книге мёртвых тоже есть глава «О превращении в ласточку» [Египетская книга мертвых/ пер. с англ. К. Корсакова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017., 309], и, судя по её высказываниям, она связана с тем же мифом. Превратившись в ласточку, умерший принимает один из образов Исиды.

Мне думается, к тайне обретения властных полномочий в архаических обществах мы можем подойти, истолковав соответствующим образом миф об Эдипе и сфинксе. Эдип – сын царя и царицы, ставший царём согласно ритуальным правилам (он разгадывает загадку чудовища, показывая тем самым свою годность для царского достоинства). Между прочим, чудовище-сфинкс было женского пола.

Gustave Moreau. Oedipus and the Sphinx, detail

Чем-то это чудовище напоминает грифона.  У Софокла чудовище испытывает притязающих на царское достоинство. "Ритуальная структура мифа о Эдипа вполне проявлена у Софокла, но остается скрытой в ранних версиях Гомера (Одиссея XI, 271-280) и Пиндара (Oлимпийские песни II, 39-42). У Гомера только проглядывает схема замещения одного царя другим, но в явно позднем восприятии, когда этот переход через убийство старого царя и женитьбе нового царя на царице-матери, сделался противным даже богам (этот сюжет, между прочим, проглялывает в Орестее Эсхила, но здесь старая ритуальная схема переворачивается: сын не женится на матери, а убивает её)" Источник.

То есть, и здесь мы видим "приглушённую" позднейшими патриархальными напластованиями, но вполне различимую традицию наследования власти по материнской линии.


Tags: Египет, Исида, Крит, власть
Subscribe

Posts from This Сommunity “власть” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments