Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Что наша жизнь? - Игра!

На картинах Джона Уильяма Уотерхауса все девушки - на одно лицо, но это такое о-ЧАРО-вательное лицо, в нём такая колдовская силища неотразимая, что, не приведи Господь, встретить такую девушку в жизни: тогда - пиши - всё пропало.

Джон Уотерхаус гилас и нимфы
John W. Waterhouse, Hylas and the Nymphs.

Далее я приведу несколько цитат из статьи "Наяды и Данаиды" автора iacchius.

"Мифологические картины Джона Уильяма Уотерхауса (1849–1917) особо отмечены своей близостью к теориям бессознательного, но бессознательное даётся здесь посредством конкретных и изысканных образов. Это, как у Боттичелли и Россетти, единый женский персонаж, претерпевающий ряд трансформаций: от демонических (Circe Offering the Cup to Ulysses) до ангелических (Eco and Narcissus).

John W. Waterhouse, Study for the head of Echo.
John W. Waterhouse, Study for the head of Echo.

Существенна во всех этих мифологических персонажах – связь с водой. Согласно К.Г. Юнгу, вода символизирует бессознательное, представляет хаос, из которого исходит и в котором исчезает всякая сознательная форма. Вода предстаёт здесь как тёмная основа (Ungrund) бытия."

Вот эта тёмная основа бытия, Ungrund Якоба Бёме, да ещё в связи с водой, - разве она не напоминает нам Нюкту (Ночь), порождённую Мглою? А в индуизме есть такое понятие - лила, - которое описывает нашу жизнь как "божественную комедию". "Когда божество играет, оно проявляет свои игры на Земле, взаимодействуя с миром и обитающими в нём душами. Земля выступает как театральная сцена, на которой божественное воплощение развлекается и поражает воображение живых существ. В глазах божественного материальный мир сотворён в игре, а сам он становится игрушкой, с которой божество играет" (из Википедии).

Тогда понятна глубинная связь с водой: все божественные игры - это не более чем расходящиеся круги на воде.

круги на воде

Да и любую жизнь человеческую можно представить как образовавшийся во время дождя пузырь на поверхности лужи.

Вот вышла из воды Ламия, посмотрела на своё отражение в воде, и снова нырнула в воду.

Ламия

Из воды - и в воду. "Круговорот воды в природе". Из воды образуются временные формы, типа облаков, и снова растворяются в воде. Лила. Игра...

Делее iacchius пишет:

"Создаётся впечатление, и даже уверенность, что Ламия никогла раньше не была женщиной, но всегда змеёй. Более того, всë, что происходит – прибытие Гермеса, любовь к Ликию – есть сон змеи, о чём, впрочем, она сама говорит, но, надо думать, не пришедшему богу, а в своих грёзах:

Fair Hermes, crown’d with feathers, fluttering light,
I had a splendid dream of thee last night (68-69)

Гермес прекрасный, юный, легкокрылый!
Ты мне привиделся во тьме унылой

А посему её превращение в женщину есть иллюзорное, в том смысле, что оно не отрывает её от хтонической основы, на которую указывает сошедшая с неё кожа, ставшая узорчатым покрывалом, в силу чего её новый девичий облик остаётся непрочным и при соприкосновении с реальностью исчезает, возвращаясь к своему начальному змеиному состоянию. В тот момент, когда софист Аполлоний различает за девичьим образом змею, Ламия исчезает:

He look’d and look’d again a level – No!
“A Serpent!” echoed he; no sooner said,
Than with a frightful scream she vanished (Part II, 304-306)

Софист суровый с ясностью ужасной
"Змея!" воскликнул громко... В этот миг
Послышался сердца пронзивший крик –
И Ламия исчезла...

Исчезновение Ламии можно интерпретировать как возвращение к воде, из которой она восстала и с которой вновь слилась (ср. романтическую Унидину Фридриха де ла Мотт Фуке, которая восстаёт из воды и вновь в ней исчезает, т.е. есть вода принявшая форму женщины). Нарцисс, зачарованный своим отражением, увиденным в воде, по сути дела, возвращается к своему начальному элементу, из которого он вышел. Вместе с ним развоплощается влюбленная в него нимфа Эхо и становится чистым призрачным голосом".

John W. Waterhouse, Echo and Narcissus.
John W. Waterhouse, Echo and Narcissus.

Здесь уже невозможно не заметить образ Богини Матери, ибо что такое "возвращение к воде, из которой она восстала и с которой вновь слилась" как не возвращение к Матери? Она является и богиней жизни, и богиней смерти, так как, умирая, мы возвращаемся туда, откуда пришли.

Точно так же и вода амбивалентна: есть "живая" вода, и есть "мёртвая" вода. "Смертный храктер воды обозначен в Нимфах, находящих голову Орфея. Две нимфы смотрят с печалью и как бы с удивлением на плывующую по воде мёртвую голову Орфея, соединнённую распущенными волосами с лирой. Звуками своей лиры Орфей усмирял диких животных, оживлял камни. Лира с мёртвой головой, плывущей по воде, становится здесь символом вечного безмолвия, а воды – стихией, в которой должно замолкнуть всякое звучание жизни. И поэтому нимфы-наяды смотрят со скорбью на голову Орфея, предчувствуя в ней своё возвращение в тёмные воды небытия, из которых вышли все существа, естественные и сверхъестественные".

John W. Waterhouse, Nymphs Finding the Head of Orpheus. 1900
John W. Waterhouse, Nymphs Finding the Head of Orpheus. 1900.

Но не надо сильно печалиться: ведь "мёртвая" вода и "живая" вода - это, по сути, одна и та же вода. "Для рождённого неизбежна смерть, для умершего неизбежно рождение; поэтому о неотвратимом ты не должен сокрушаться", - говорит Бхагавад Гита. Вода всё помнит и ничего не забывает. И, рано или поздно, та же вода вновь порождает всё то же самое, - недаром на картинах Джона Уильяма Уотерхауса все девушки - на одно лицо.

Символом этой бесконечной трансформации жизни являются Данаиды, наполняющие бездонную бочку.


John W. Waterhouse, Danaides.
John W. Waterhouse, Danaides.

"Вечно утекающие воды становятся символом существования вообще, которое никогда не наполняется, как чан с тремя отверстиями, а девы, переливающие в него воду из инфернальной реки, в которую она постоянно возвращаются, не орошая никакого бытия, предстают как образ закрытости всякого жизненного движения. Но эти воды, претерпевая трансформации, оплодотворяют и наполняют бытие, и поэтому они есть воды жизни, стоящие в оппозиции неподвижным инфернальным водам смерти".

Tags: вода, игра, искусство
Subscribe

Posts from This Сommunity “вода” Tag

  • Кто и зачем построил бассейн на холме?

    В 2004 году в долине реки По, вблизи современной деревни Ночето в провинции Парма, на вершине небольшого холма археологи откопали искусственный…

  • Без воды и не туды, и не сюды.

    Я сделал большое упущение, до сих пор не подняв тему об очистительно-очищающих свойствах чистой воды. Пришло время восполнить этот…

  • Бассейны минойского Крита.

    А. А. Мусатов в статье " Дворцы Минойского Крита: жилая функция и инженерное обеспечение" затрагивает тему остатков канализационных систем,…

  • О менталитете "рыбоедов".

    Е.А. Алексеенко в статье " РЕЧНОЙ КОМПОНЕНТ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА" говорит, что " с рекой, приречным образом жизни…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Вода - женская стихия.

    Африканист И. Л. Андреев рассказывает о традиционной "связке" женщины с водой. Вода - прародительница жизни на нашей планете, и поэтому…

  • Вода.

    "Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле". - Леонардо да Винчи - Источник.

  • Мать-Земля.

    С образом женщины-матери сопряжен всемирный образ Матери-Земли, порождающей всё живое. Представление о Матери-Земле появляется практически…

  • Эпитафия Липовке.

    Ли́повка — река на территории Липецка. Дала название городу. Протекает через всю его территорию. Длина — 3,3 км. Липовка ещё в начале XX…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments