Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О лабиринте.

Прочитал на форуме "Новый Геродот" ветку дискуссии о функциональном предназначении древних лабиринтов и законспектировал самое главное.

Очевидно, лабиринт не принадлежит индоевропейскому миру. Убийство древнегреческим (=арийским) героем Тесеем Минотавра в лабиринте говорит о враждебности последнего потомкам арийских переселенцев в Элладе. Вспомните еженочную эпопею Ра, а также приключения различных "солнечных" (=патриархальных) богов и героев: Диониса, Геракла, Тесея и др. Для всех них путешествие по "лабиринту" загробного мира весьма опасно, они не чают живыми вернуться [1].

Г. Керн в своём исследовании "Лабиринты мира" пишет: "Существует на удивление большое количество рукописей, в которых город Иерихон либо представлен в виде лабиринта, либо располагается в центре лабиринта". В связи с чем tmt делает замечание на форуме Новый Геродот:

"Неужели город Иерихон был символиком лабиринта?
:roll:
Такое было на Крите и в Египте - там есть лабиринты, но не города-лабиринты..
Может строение города Иерихона было аналогично лабиринту и он таил в себе смысл первоначального значения лабиринта?
А разрушение Иерихона носило тот же смысл что и миф о Минотавре - когда Тесей убивает Минотавра?
Таким образом выражая победу новых культов над старыми?
Матриархальный (старый) пантеон богов меняется на патриархальный (новый) а "солнце женщина" - становится "солнце-мужчиной"!?"
:roll:

«На камнях мегалитических гробниц вырезаны символы регенерации, жизнепорождающей влаги и жизненной энергии (чашевидные знаки, концентрические круги с точкой посередине, концентрические дуги, извивающиеся и свернувшиеся змеи, бычьи головы (символ матки), треугольники, ромбы, песочные часы, зигзаги и лунные циклы) или сама Богиня Возрождения, украшенная резными изображениями лабиринтов, вульв и грудей.»
(Гимбутас М. Великая богиня. – М., 2006, с. 443)

Похоже на то, что лабиринты как-то связаны с культурой мегалитов. Во всяком случае, все этапы становления символа лабиринта прослеживаются в Старой Европе, начиная с неолита. Первые классические лабиринты зафиксированы в Испании, Франции, Сев. Италии. Далее уже - Средиземноморье, Сев. Африке и Малой Азии. То есть, судя по всему, распространение символа шло с запада на восток.

Слово "лабиринт" этимологически связано с понятием «камень» (Керн Г. Лабиринты мира. – СПб., 2007, с. 12). Суффикс -inthos был типичным суффиксом, образующим топонимы в том языке, с которым греки столкнулись в результате миграции (ок. 2000 до н. э.). Можно сравнить с древнейшими догреческими топонимами - Коринф, Тиринф. Возможно, компонент "ινθος" означает "крепость". Тогда "лабиринт" (др.-греч. λαβύρινθος) будет означать "каменная крепость", что близко по смыслу мегалитическим сооружениям.

Среди руин кносского "дворца"-лабиринта была обнаружена табличка, датируемая примерно 1400 г. до н.э., с текстом, расшифрованным как "Потнии лабиринта (da-pu-ri-to-jo), 1 кувшин мёда". А так как da-pu-ri-to-jo, понятое, как архаическая форма laburinto, означает "большой каменный дом", то текст, вероятно, означает, что Владычице Большого дома (дворца) был пожертвован 1 кувшин мёда.

Не только на Крите «лабиринт», так или иначе, связан с камнем – рельефы святилища в Нью Грейндж, рисунки в нурагических постройках Сардинии, многочисленные петроглифы III – II тыс. до н.э. в различных местах от Испании до Кавказа, как например петроглиф из Северной Осетии, примерно II тыс. до н.э.:

петроглиф

Serg очень интересно толкует образ лабиринта: "Просто лабиринт не являлся изображением какаго-то строения. Даже о пещере стоит говорить осторожно. Главное - это план строения мира. Пусть и не всего, а только его пограничья. Снаружи находимся мы, по ту сторону - духи. Есть другой известный аналог этого "портала" - избушка Бабы-Яги. Даже любая могила выполняла ту же функцию".

Ему вторит pan: "Избушка Бабы-Яги – пример хороший. Только необходимо уточнить, что «лабиринтом» в данном случае является лес, окружающий избушку, и который герою необходимо пройти и найти в этом лесу избушку. В сказках герой идёт «куда глаза глядят», так же как в лабиринте, где идти можно только вперёд, т.е. туда, куда «глядят глаза», или куда его ведёт волшебный клубок (колечко, шарик и пр.) т.к. никакого другого пути нет, если, конечно, не повернуться и уйти обратно. Но такой выход не для героя. Он должен пройти этот путь – путь скитаний ( образно – тёмный лес, лабиринт). Сама же избушка (дворец из лазурита, хижина и т.п.) – потустороннее место («страна без возврата», царство мёртвых, место обитания смерти, Аида, Эрешкигаль, Бабы-Яги, Минотавра и т.п.) – это «центр лабиринта».

Ещё более интересные сведения Serg приводит о кносском "дворце"-лабиринте: "Вот таинственное подземелье Минотавра!!! ГИПОГЕЙ. В том месте, где впоследствии помещался южный вход в кносский дворец, в конце III тысячелетия находилось целиком вырубленное в мягкой породе материка подземное сооружение (гипогей). Оно имело круглую форму и было перекрыто куполом высокого яйцеобразного профиля. Спускались в него на глубину 15-16 м по спиральной лестнице, вырезанной в той же породе. Гипогей был засыпан при постройке кносского дворца, его точное назначение неизвестно."

Гипогей

"Гипогей имеет форму яйца, что ещё раз доказывает связь с утробой матери", - замечает tmt. - "На Мальте есть подземные пещеры и ходы - сложной системы - настолько сложной, что там пропадали люди. Чем не лабиринт?"

-------------------------------------------------------
[1] Вот в этой опасности, в инициатических трудностях и испытаниях, в прохождении определённого цикла блужданий в «тёмном месте» (пещере, загробном мире, преисподней, матке и пр.) и заключается главный смысл лабиринта - в возвращении из «тёмного места» в новом качестве. А трудный путь, преграды - это то, что между нашим миром и потусторонним. Между мирами живых и мёртвых. Туда могут проникнуть в бестелесном виде только особые люди (шаманы и т. д.). Древние боялись прямого соприкосновения этих миров. Это как встреча материи и антиматерии. Этим, кстати, объясняется и тщательная закупорка гробниц (дольменные пробки).
Tags: Баба-Яга, лабиринт, мегалиты
Subscribe

Posts from This Сommunity “лабиринт” Tag

  • О строителях лабиринтов на севере Европы.

    Есть идея отождествить строителей лабиринтов на севере Европы с носителями таинственной культуры ямочной керамики. Эта культура считается культурой…

  • Хозяйка лабиринта.

    Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja,…

  • Интересное сходство.

    Кабаны и птицы на щитах участников "троянских игр". Кабан и птицы на одной из стел Гёбекли-Тепе. Может, чисто случайное совпадение,…

  • "Нить Ариадны" и лабиринт.

    Как известно, "нить Ариадны" помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем,…

  • В лабиринтах не ходили, а ползали?

    Найджел Пенник пишет о семнонах, которые считали себя главным кланом свевов, то есть восточных германцев: "На месте [их] собрания находилась…

  • заметка

    Совмещение мотива «хоровода» и «змеиного» орнамента в Кукутени-Трипольской керамике. И лабиринт тут тоже просматривается.…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Дарамулуне и Минотавр.

    Владимир Кабо в своей монографии "Круг и крест" пишет: "В Новом Южном Уэльсе обряды посвящения бора связывались с представлением о…

  • Немного о культуре воронковидных кубков.

    Любопытный факт: в культуре воронковидных кубков в погребения кроме керамической посуды (наверное, вместе с пищей), помещали также различные изделия…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments