Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Живые и мёртвые.

В опубликованной на русском языке работе "Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма" виднейший голландский специалист по политической антропологии Х. Дж. Классен пишет: "В XlX столетии было обнаружено огромное количество обществ, которые не достигли государственного уровня развития <...> Они были современниками и были полны жизни, но в эволюционных схемах они квалифицировались как представители недоразвитых, отсталых или даже деградировавших типов общества..." Между тем "не было ни малейшего признака деградации или стагнации этих обществ; они были абсолютно жизнеспособны и явно шли по иным путям развития. Интересно, что ни Сэрвис, ни Салинз, ни Фрид, ни Карнейро не сделали этого очевидного вывода из имеющихся в наличии данных" (Классен 2000: 14).

Это чрезвычайно точное и меткое замечание. Некоторые традиционные общества, обитающие где-нибудь в болотах Судана, джунглях Амазонки или пустыне Калахари, и до сих пор вполне жизнеспособны. У них много здоровых детей, чего не скажешь о представителях т. наз. "золотого миллиарда".

аборигены из Бразилии, где водится много диких обезьян

О. Ю. Артёмова в своей книге "Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы", приводя расхожие фразы об "ограниченном развитии" традиционных обществ, задаётся вопросом: ограниченное развитие - относительно чего? Где та верхняя планка, по которой можно измерять все человеческие общества по уровню развития?

Ну, возьмём, в качестве примера, современное российское общество и сделаем мысленный эксперимент, "натянув" его требования на, допустим, представителей племени химба, живущих в пустыне Намиб.

химба

Так, что за фигня?! Чтобы возвести собственный дом, необходимо оформить разрешение на строительство. Эй, мадам, у Вас есть разрешение на строительство? Нет? Тогда Ваша постройка незаконна и подлежит сносу.

Аборигенов можно обмануть лишь красивым "фантиком" современной цивилизации, и они могут поддаться искушению "общества потребления", пока пребывают в наивном неведении. Но когда они испытают на собственной шкуре все "прелести" бюрократии и полиции, происходит обратная реакция. О. Ю. Артёмова пишет:

"Мы постоянно слышим и читаем, что уцелевшие до нашего или сравнительно недавнего времени охотники и собиратели только потому и уцелели, что были загнаны в самые неблагоприятные, непригодные для обладателей других способов жизнеобеспечения экологические ниши, в которых можно было влачить лишь весьма убогое существование. Но при этом как-то забывается, что все или почти все известные этнологии охотники и собиратели на протяжении многих столетий контактировали с земледельцами и скотоводами и у них была альтернатива тем или иным способом раствориться в инокультурном окружении, перестать существовать в качестве охотников и собирателей, оставшись в более благоприятных нишах, как это сделали многие другие, не уцелевшие до нашего времени охотники и собиратели. Уцелевших охотников и собирателей не столько загоняли в глушь, сколько они сами туда забивались, чтобы развиваться в русле предпочитаемого образа жизни, отнюдь не представлявшегося им убогим".

И далее: "Исследователи многократно отмечали сознательное стремление охотников и собирателей оберегать свою изоляцию и автономию, избегать или жёстко ограничивать взаимодействие с более "продвинутыми" соседями, их нежелание признавать подчинённое положение, сотрудничать с администрацией любого уровня, а также упорное уклонение от налогообложения".

Примерно то же самое можно сказать и о матриархальных обществах. Они вполне жизнеспособны, если на них не слишком давит современная империалистическая цивилизация (кстати, и царская Россия, и СССР, и постсоветская Россия являются составными частями этой цивилизации). Матриархатные общества не выдерживают её натиска. Но такого натиска не выдерживают и никакие другие эволюционные альтернативы, - как верно замечает О. Ю. Артёмова. Исчезают африканские слоны и синие киты, исчезают все высшие формы жизни, кроме вирусов.

По-моему, Лев Гумилёв ошибался, усматривая "антисистему" в средневековых обществах богомилов и катаров. "Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии её членов, существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего". Да это же чёткое и недвусмысленное описание мировоззрения человека из "золотого миллиарда"! Очевидно, именно потому и не выдерживают конкуренции с современной цивилизацией никакие другие эволюционные альтернативы, что она является "антисистемой", "раковой опухолью" на Земле.

Хотя, надо заметить, что вплоть до настоящего времени в различных уголках Земли всё ещё живут люди, которые героически пытаются устоять. Как "последние из могикан", пытаются сохранить свою самобытность с "Калашниковым" в руках.

традиционные общества
Tags: традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “традиционные общества” Tag

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Матриархат Тробрианских островов.

    Вот как описывает Бронислав Малиновский жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или
 Северо-Западной Меланезии): "
Эти…

  • Первобытные изобретения - это "не для средних умов".

    "Наиболее примитивные народы мира — помещаемые в самом низу на единой шкале культурной сложности — создают не имеющие аналогов…

  • Экономика каменного века (3).

    М. Саллинз говорит, что "охотники и собиратели работают меньше нас и добыча пропитания является у них не постоянным изнурительным занятием, а…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • Отличие "дикаря" от цивилизованного человека.

    «По-видимому, ничто так резко не отличает дикаря от цивилизованного человека, как то обстоятельство, что первый соблюдает табу, а второй…

  • Когда появилась война?

    Интересная статья в SCIENTIFIC AMERICAN Джона Хоргана о первобытных обществах, которая, в общем, коррелирует с нашей "генеральной…

  • Когда появился "слабый пол"?

    Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей? Есть все основания полагать, что такое…

  • Об участии женщин в охоте.

    Интересно, что пигмеи мбути местами почти полностью перешли от охоты с луком к ловле добычи сетями. По представлениям этих аборигенов, второй способ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments