Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Ситуативное" лидерство.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования", ссылаясь на В. Р. Кабо (Первобытная доземледельческая община. М., 1986, с. 114), пишет:


Охота пигмеев мбути

"У пигмеев мбути женщины принимают активное участие в коллективных формах охоты, при этом иногда они выступают в роли руководительниц. К тому же женщины, руководительницы охоты, зажигают священный огонь во время обряда, предшествующего охоте, чтобы сделать охоту успешной, а это свидетельствует о важной социально-идеологической роли женщины. При распределении пищи старшие, имеющие высокий авторитет в группе женщины, наряду с мужчинами, получают лучшие куски добычи".

Здесь надо заметить, что в архаических обществах, как правило, нет вождя. Нет такого человека, который бы, как царь в "старорежимной" Росси Лукашенко в современной Белорусскии, пожизненно заправлял всеми делами. Но у них есть "ситуаитивные" вожди. Например, надо рыбы наловить в озере. - "Кто у нас самый умелый в рыбной ловле?" - "Мишка". - Ну, значит, Мишка и будет руководить рыбной ловлей. Или, допустим, надо устроить загон для дичи. Лучше всех это получается, скажем, у Машки. Естественно, загон будет строиться под руководством Машки. "Тупого" царя во главе государства может подволить себе большой народ, - его "тупость" покрывается и нивелируется трудом миллионов людей, и, в общем, просчёты царя хотя и болезненны, но не смертельно опасны для народа, - а в рамках рода подобное "тупое" и безответственное поведение сразу приводит к голоду, с перспективой болезней и вымирания. Охоту должен воглавлять самый умелый человек в роду, и если этим "специалистом" оказывается женщина, то женщина и руководит охотой. Это, конечно, не матриархат, но и патриархатом это не назовёшь.

Та же Л. М. Управителева говорит, что охота у бушменов Калахари - занятие исключительно мужское. Женщины никогда не допускаются к охоте,  и это при отсутствии приниженности женщин: женщины могут быть неформальными лидерами общины. Но индивидуальное лидерство, будь то женское или мужское, не даёт ни реальной власти, ни каких-либо привилегий, ни преимуществ при распределении пищи. Это - "ситуативное" лидерство: сегодня, в одних условиях, Мишка - лидер, завтра, в других условиях, Гришка - лидер. Или Машка, или Дашка.

В общем, картина выглядит следущим образом. В рамках семьи женщина чаще всего занимает главенствующее (но не обязательно доминирующее) положение; семейный "матриархат" - явление вполне обычное даже в современных российских семьях. В рамках рода женщины сохранюет свой авторитет. У ирокезов (Северная Америка) в родовом управлении видную роль играла старейшая женщина из титулованной овачиры (домохозяйства) (Аверкиева, 1974, с. 206). У нганасан таковыми были старухи, не способные к производительному труду. Как правило, эта часть женщин выступала в качестве арбитров по самым различным вопросам общественных отношений нганасан. На любом стойбище можно было выявить определённый круг старух, которые санкционировали заключение браков, определяли распорядок проведения праздников и пр. Это были люди, следящие за соблюдением сакральных и общественных установлений. Они же играли весьма важную роль, помогая при родах (Симченко, 1976, с. 192). У эйцев, юкагиров и других палеоазиатских народов старые женщины распределяли общинную пищу.

Но вот уже за рамками семейно-родовой жизни главенство переходило к мужчинам. Вождь племени - всегда мужчина. Спрашивается, почему?

На семейно-родовом уровне все знают друг друга с раннего детства, и вопрос о лидерстве решается сам собой. Сообразительность, ловкость, умение что-то сделать лучше других приводят к "ситуативному" вождеству, как у пигмеев или бушменов. Однако на уровне племени вождю приходится решать несколько иные задачи, более стратегического плана. И здесь неизбежно столкновение амбиций. "Ты кто такой?" - "А ты кто такой?" Отголоски этих столкновений мы можем видеть в крайне жестоких и кровопролитных гражданских войнах Древнего Рима, когда одновременно провозглашённые императоры выясняли отношения, кто из них "круче". Понятное дело, что женщины не могли принимать участие в подобных "разборках" просто потому, что они - женщины, "слабый пол".

Стало быть, патриархат в своих классических формах начинается за пределами и за "рамками" семейно-родовой жизни, там, где нужно организовать большие массы людей. При советской власти, при Сталине, мы видели, каким образом организуются массы. По старой русской поговорке: "Нет того спорее, чем кулаком по шее". ГУЛАГ - это есть высшее и последнее достижение патриархата.

Под этим углом зрения можно взглянуть на сооружения Гёбекли-Тепе и многие другие мегалитические постройки. Что-то есть в них от циклопических строек ГУЛАГа. Хотя, с другой стороны, может быть, всё это строительство затевалось с той целью, чтобы вместо "разборок" и выяснения who is who мужики были заняты тяжёлым физическим трудом, чтобы у них не оставалось сил на "петушиные бои"?

Кстати, Олимпийские и подобные игры были прекрасным средством консолидации "разношёрстной" публики в эллинов. Единого государства и единого царя у греков никогда не было, но, тем не менее, в войне с персами они проявили удивительное единство. Чего не скажешь о раздробленных русских княжествах во время монголо-татарского нашествия.
Tags: власть, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “традиционные общества” Tag

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Матриархат Тробрианских островов.

    Вот как описывает Бронислав Малиновский жителей Тробрианских островов Северо-Восточной Новой Гвинеи (или
 Северо-Западной Меланезии): "
Эти…

  • Первобытные изобретения - это "не для средних умов".

    "Наиболее примитивные народы мира — помещаемые в самом низу на единой шкале культурной сложности — создают не имеющие аналогов…

  • Экономика каменного века (3).

    М. Саллинз говорит, что "охотники и собиратели работают меньше нас и добыча пропитания является у них не постоянным изнурительным занятием, а…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • Отличие "дикаря" от цивилизованного человека.

    «По-видимому, ничто так резко не отличает дикаря от цивилизованного человека, как то обстоятельство, что первый соблюдает табу, а второй…

  • Когда появилась война?

    Интересная статья в SCIENTIFIC AMERICAN Джона Хоргана о первобытных обществах, которая, в общем, коррелирует с нашей "генеральной…

  • Когда появился "слабый пол"?

    Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей? Есть все основания полагать, что такое…

  • Об участии женщин в охоте.

    Интересно, что пигмеи мбути местами почти полностью перешли от охоты с луком к ловле добычи сетями. По представлениям этих аборигенов, второй способ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments