
Охота пигмеев мбути
"У пигмеев мбути женщины принимают активное участие в коллективных формах охоты, при этом иногда они выступают в роли руководительниц. К тому же женщины, руководительницы охоты, зажигают священный огонь во время обряда, предшествующего охоте, чтобы сделать охоту успешной, а это свидетельствует о важной социально-идеологической роли женщины. При распределении пищи старшие, имеющие высокий авторитет в группе женщины, наряду с мужчинами, получают лучшие куски добычи".
Здесь надо заметить, что в архаических обществах, как правило, нет вождя. Нет такого человека, который бы, как царь в "старорежимной" Росси Лукашенко в современной Белорусскии, пожизненно заправлял всеми делами. Но у них есть "ситуаитивные" вожди. Например, надо рыбы наловить в озере. - "Кто у нас самый умелый в рыбной ловле?" - "Мишка". - Ну, значит, Мишка и будет руководить рыбной ловлей. Или, допустим, надо устроить загон для дичи. Лучше всех это получается, скажем, у Машки. Естественно, загон будет строиться под руководством Машки. "Тупого" царя во главе государства может подволить себе большой народ, - его "тупость" покрывается и нивелируется трудом миллионов людей, и, в общем, просчёты царя хотя и болезненны, но не смертельно опасны для народа, - а в рамках рода подобное "тупое" и безответственное поведение сразу приводит к голоду, с перспективой болезней и вымирания. Охоту должен воглавлять самый умелый человек в роду, и если этим "специалистом" оказывается женщина, то женщина и руководит охотой. Это, конечно, не матриархат, но и патриархатом это не назовёшь.
Та же Л. М. Управителева говорит, что охота у бушменов Калахари - занятие исключительно мужское. Женщины никогда не допускаются к охоте, и это при отсутствии приниженности женщин: женщины могут быть неформальными лидерами общины. Но индивидуальное лидерство, будь то женское или мужское, не даёт ни реальной власти, ни каких-либо привилегий, ни преимуществ при распределении пищи. Это - "ситуативное" лидерство: сегодня, в одних условиях, Мишка - лидер, завтра, в других условиях, Гришка - лидер. Или Машка, или Дашка.
В общем, картина выглядит следущим образом. В рамках семьи женщина чаще всего занимает главенствующее (но не обязательно доминирующее) положение; семейный "матриархат" - явление вполне обычное даже в современных российских семьях. В рамках рода женщины сохранюет свой авторитет. У ирокезов (Северная Америка) в родовом управлении видную роль играла старейшая женщина из титулованной овачиры (домохозяйства) (Аверкиева, 1974, с. 206). У нганасан таковыми были старухи, не способные к производительному труду. Как правило, эта часть женщин выступала в качестве арбитров по самым различным вопросам общественных отношений нганасан. На любом стойбище можно было выявить определённый круг старух, которые санкционировали заключение браков, определяли распорядок проведения праздников и пр. Это были люди, следящие за соблюдением сакральных и общественных установлений. Они же играли весьма важную роль, помогая при родах (Симченко, 1976, с. 192). У эйцев, юкагиров и других палеоазиатских народов старые женщины распределяли общинную пищу.
Но вот уже за рамками семейно-родовой жизни главенство переходило к мужчинам. Вождь племени - всегда мужчина. Спрашивается, почему?
На семейно-родовом уровне все знают друг друга с раннего детства, и вопрос о лидерстве решается сам собой. Сообразительность, ловкость, умение что-то сделать лучше других приводят к "ситуативному" вождеству, как у пигмеев или бушменов. Однако на уровне племени вождю приходится решать несколько иные задачи, более стратегического плана. И здесь неизбежно столкновение амбиций. "Ты кто такой?" - "А ты кто такой?" Отголоски этих столкновений мы можем видеть в крайне жестоких и кровопролитных гражданских войнах Древнего Рима, когда одновременно провозглашённые императоры выясняли отношения, кто из них "круче". Понятное дело, что женщины не могли принимать участие в подобных "разборках" просто потому, что они - женщины, "слабый пол".
Стало быть, патриархат в своих классических формах начинается за пределами и за "рамками" семейно-родовой жизни, там, где нужно организовать большие массы людей. При советской власти, при Сталине, мы видели, каким образом организуются массы. По старой русской поговорке: "Нет того спорее, чем кулаком по шее". ГУЛАГ - это есть высшее и последнее достижение патриархата.
Под этим углом зрения можно взглянуть на сооружения Гёбекли-Тепе и многие другие мегалитические постройки. Что-то есть в них от циклопических строек ГУЛАГа. Хотя, с другой стороны, может быть, всё это строительство затевалось с той целью, чтобы вместо "разборок" и выяснения who is who мужики были заняты тяжёлым физическим трудом, чтобы у них не оставалось сил на "петушиные бои"?
Кстати, Олимпийские и подобные игры были прекрасным средством консолидации "разношёрстной" публики в эллинов. Единого государства и единого царя у греков никогда не было, но, тем не менее, в войне с персами они проявили удивительное единство. Чего не скажешь о раздробленных русских княжествах во время монголо-татарского нашествия.