Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Женская сфера обязанностей в традиционном обществе.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" сообщает:

У всех первобытных народов строительством жилья занимаются женщины: и северный чум, и южную хижину возводят они.

чум
Опытная чумработница ставит чум за час. Источник картинки.

Это обстоятельство сохраняется до тех пор, пока жилища ввиду их временности при бродячем или постоянной переноске при кочевом образе жизни строятся из лёгких материалов - веток, прутьев, листьев, травы, шкур и т.п. Стационарное жильё с переходом к осёдлости требует более весомых в прямом и переносном смысле материалов, его возведение становится делом мужчин, женщины лишь укладывают ветками и листьями крышу.

Вся хозяйственная жизнь дома организуется женщиной. Она обустраивает жильё, доставляет дрова и воду, готовит пищу. У многих, особенно северных, народов женщина является хранительницей домашнего очага, а огонь в свою очередь выступает символом женщины.

Обработка шкур, изготовление одежды и домашней утвари также находятся в ведении женщин. В южных регионах, где одежда используется в основном в качестве украшения, они делают для себя юбочки из древесной коры, веток, листьев; мужчины изготовляют для себя набедренные повязки. В северных широтах исключительно женщины шьют верхнюю и нижнюю одежду для себя, своих детей и мужа: парки, кухлянки, натазники (мешок из шкур, который надевают на область таза), штаны, сапоги и т.д. Восхищаясь трудолюбием и выносливостью северян, В.Г. Богораз писал о чукотских женщинах:

"Женщины шьют на открытом воздухе даже в марте, при температуре в 30 градусов ниже нуля по Цельсию. Их пальцы остаются незащищёнными в течение нескольких часов работы. Работа вообще настолько согревает их, что они потеют, сбрасывают с плеча свой широкий корсаж, остаются полунагими и даже закладывают большие куски снега себе за пазуху. ...Молодая девушка, проработав над шкурами в течение целого дня, потом стережёт стадо всю ночь, а наутро, возвратившись домой, снова принимается за дело и работает до вечера без каких-либо видимых признаков усталости" (Цит. по: Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.; Л., 1966., с. 211).

Постоянно испытывая в быту потребность в предметах для приготовления пищи, для переноски, хранения воды, продуктов, одежды, мелких вещей, для убранства жилища, женщины создают их, используя имеющийся подручный материал. Из бересты они делают короба и туеса, из шкур животных и рыб - мешки и сумки, из прутьев и волокон - корзины и циновки, из тыкв, бамбука, дерева - ковши, сосуды для переноски воды и других предметов. Конечно, многое из перечисленных вещей делают и мужчины, но всё-таки - это по преимуществу предмет женской заботы. А что касается гончарных изделий, то, видимо, их изобретателями являются женщины.

В пору первобытности многие народы ведут бродячую и кочевую жизнь, постоянно меняя места своего обитания. На своей кормовой территории они совершают длительные переходы в ареалы, более богатые пищевыми ресурсами. Именно на женщин тогда ложится наиболее тяжёлая часть связанных с этим забот. Они осуществляют сбор и переноску домашнего скарба на новую стоянку. Попутно они несут на себе малолетних детей. Мужчины идут налегке. И это правило соблюдается как у аборигенов Австралии, так и у разделённых с ними многими тысячами километров северных народов. Вот как, например, выглядел переход с одного места на другое у пеших кетов Сибирского Севера:

"Впереди налегке (на их нарточках были только тиски - берестяные покрышки от чума) шли мужчины и лыжами утрамбовывали глубокий рыхлый снег (прокладывали дорогу). К вечеру они останавливались в подходящем для стоянки месте (основным условием было наличие валежника) и ставили чумы. Женщины с нагруженными продуктами и имуществом нартами шли на лыжах по протоптанному следу. Тащить тяжёлые нарты им помогали собаки. Детей до 5 лет везли на нартах, остальные шли на лыжах самостоятельно. Часть груза оставляли на старом месте или на пути к новому.

На другой день, когда мужчины уходили на охоту, женщины, оставив детей под присмотром старух, возвращались и перетаскивали оставшийся груз на новое место. Иногда приходилось возвращаться два или три раза. Если в окрестностях нового стойбища белки не оказывалось, через день-другой трогались дальше, и женщины, не успев передохнуть, снова начинали свой тяжкий труд" (Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967, с. 43).

Невольно закрадывается подозрение, что, подобно тому, как тяжёлая работа мужчин имеет своё вознаграждение в виде высокого социального статуса и власти, которые они получают в обмен на неё, так же могло быть и раньше в традиционных обществах, где женщины работали больше мужчин. И матриархат они буквально заработали своим трудом.

Tags: традиционные общества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments