Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О женском вкладе в пищевой рацион традиционных обществ.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что в традиционных обществах производственные и домашние обязанности женщин занимают гораздо больше времени, чем аналогичные занятия мужчин. Часто в то время, как женщины заняты поисками пищи или хлопочут по хозяйству, мужчины отдыхают: они либо беседуют, либо спят, либо-занимаются каким-либо творческим делом.

Во многих обществах женский вклад в создание необходимого общественного продукта больше, чем мужской вклад. Изучение 58 групп охотников, собирателей и рыболовов показало, что в 29 случаях растительная пшца имеет большее значение, чем животная; в 28 группах, проживающих в тропической и субтропической зонах, собирательство преобладает в 25 (История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986, с. 195-196).

У бушменов кунг (Африка) труд в собирательстве более производителен, чем труд при охоте: в среднем час охоты доставляет 100 калорий, а час собирательства - 240 (там же, с. 196). Растительная пища в этих племенах вдвое превышает мясную по калорийности и во столько же раз по весу (там же).

Еда бушменов

По оценкам специалистов, собранная женщинами пища (травы, коренья, орехи, ягоды, зёрна, яйца, мелкие пресмыкающиеся и т.п.) составляет 60-80% всех пищевых ресурсов низших охотников и собирателей в районах жаркого и умеренного поясов (История первобытного общества, 1986, с. 195, 436; Кабо, 1986, с. 130; Кон, 1988, с. 174; Традиционные культуры африканских народов, 2000, с. 256). Женщина редко возвращается домой с пустыми руками, в то время как охота мужчин бывает удачной в одном случае из 4. Поэтому, вопреки общераспространенному мнению, во многих архаичных обществах собирательство, т.е. труд женщин, обеспечивает значительную часть пищевого рациона.

Появление земледелия на ранних лорах не отменяет, а усугубляет эту ситуацию неравноправного производственного вклада. Н.М. Миклухо-Маклай, наблюдая за жизнью папуасов Новой Гвинеи, сделал такую запись в своём дневнике: "Для дикарей женщины более необходимы, мне кажется, чем в нашем цивилизованном мире. У диких женщины более работают для мужчин, у нас наоборот..." (Миклухо-Маклай, 1961, с. 107).

Однако парадоксальной на фоне описанных данных является оценка женского труда мужчинами. Обратимся к характерным свидетельствам К. Леви-Строса, жившего некоторое время в южно-американском племени намбиквара:

"Несмотря на то, что разделение труда между полами отводит женщине первостепенную роль (поскольку семья существует главным образом за счёт того, что собирают женщины), их занятие считается низшим видом деятельности. Идеальная жизнь, по представлениям намбиквара, должна основываться на сельскохозяйственном производстве или охоте: иметь много маниока и большие куски дичи - вот какую мечту постоянно лелеют, но редко осуществляют индейцы. Если же им приходится питаться всякой всячиной, собранной по случаю, это считается - и является в действительности - самой настоящей нуждой. В фольклоре намбиквара выражение «есть кузнечиков», то есть то, что собрали дети и женщины, соответствует французскому «есть мясо бешеной коровы»" (т.е. терпеть нужду, лишения. - прим, перев.) (Леви-Строс, 1984, с. 218).

Как можно объяснить такую низкую оценку женского труда? Л. М. Управителева называет несколько факторов, но все они кажутся мне неубедительными. На мой взгляд, определяющим фактором является то, что обилие пищи соотносится с праздником. Ну, а праздник, в свою очередь, соотносится с Золотым веком, райским состоянием ничегонеделания. Пусть и редко, но охотники всё-же обеспечивают себе и своей общине праздный образ жизни на несколько дней, когда им удаётся добыть изрядное количество дичи. И вот эта праздность ценится более всего. Отсюда, по-моему, и вытекает высокая оценка мужского вклада в обеспечение общины продуктами питания и низкая оценка женского вклада. Женский вклад - это повседневные "серые" будни общины, мужской вклад - редкие праздники с песнями и танцами.

Очевидно, лишь накопление сельскохозяйственных продуктов и круглогодичное использование этих запасов для откорма домашних животных - кур, коз, свиней, коров - могло переломить такую ситуацию. Тогда уже праздники происходили вне зависимости от удачной мужской охоты: закололи свинью, - вот тебе и праздник. Как мы знаем, зерновые культуры были определяющими для самой возможности накопления сельскохозяйственных "излишков": зерно может храниться много лет. Но мы также знаем, что на зерновых культурах "завязался" самый зрелый "плод" патриархата - государство.

Если же говорить о матриархате, то, я думаю, в корне неверна сама "привязка" матриархата к материальному обеспечению семьи или общины. В наше время есть богатые женщины, которые содержат мужчин-"альфонсов", но в подобных отношениях матриархатом и не пахнет. Матриархат - он весь в принципах общежития, в идеологии, если угодно. Это же было, и с этим никто не спорит, что во многих древних обществах наследование происходило по материнской линии. Как и откуда появился этот принцип? Никто не знает. Может быть, он появился в результате того, что женщины "вкалывали", а мужики тем временем спали? Ну и, не может же мужчина распоряжаться тем, к чему он не приложил своих усилий (если, конечно, у него имеется совесть). Могло быть и так. Мы же видели в предыдущей статье, что в традиционных обществах женщины сами, своими руками, строили и обустраивали жильё, изготовление одежды и домашней утвари также находилось в ведении женщин, они же на своём горбу переносили все пожитки. И как же мужчина посмеет протянуть свои руки к этим пожиткам? Кем он после этого будет? Морлоком или вурдалаком? Тут речь идёт об элементарном человеческом уважении. При наличии этого уважения принцип "мать - это святое" кажется вполне естественным; при отсутствии уважения сыновья отнимают у матерей пенсию на выпивку, избивают их и даже убивают. Сколько бы мать не кормила сыночка, но если у него в голове отсутствует тот самый принцип, - всё напрасно. Стоит ли продолжать дальше? Думаю, уже и так ясно, что матриархат - явление всецело ментальное, духовное, никакой хозяйственный "расклад" не приводит автоматически к матриархату.
Tags: традиционные общества, экономика
Subscribe

Posts from This Сommunity “экономика” Tag

  • О матрилокальных браках у индейцев пуэбло.

    Перевод (с некоторыми сокращениями и комментариями) статьи Марины Влнар (Marina Vlnar) "Матрилинейное родство и матрилокальное проживание в…

  • Киндерсюрприз по-африкански.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 154): " Неоднократно в разные…

  • Экономика матриархальных обществ.

    "Изучение проблемы «свободного времени» весьма существенно для реконструкции образа не только охотника собирателя, но и жизни людей…

  • Экономика каменного века (3).

    М. Саллинз говорит, что "охотники и собиратели работают меньше нас и добыча пропитания является у них не постоянным изнурительным занятием, а…

  • Экономика каменного века (2).

    В продолжение записей " При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и При…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • Старая Европа как центр металлургии.

    В продолжение записи Первую бронзу выплавили на Балканах. andvari5 в О медном веке. Где, как и когда? сообщает, ссылаясь на статью…

  • О первоначальном накоплении капитала.

    Герда Лернер пишет о том, что в восточных деспотиях, особенно в Ассирийской империи, женщины превратились для мужчин в разновидность ресурса, который…

  • Земледелие "чревато" самодержавием.

    Земледелие - это экономическая система с отсроченным возвратом. Стало быть, иерархическая "вертикаль власти" имплицитно заложена в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments