Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женщины и домовые духи.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у многих северных народов существуют женские духи - покровительницы семьи.Такова, например, Алалт у кетов, обитающая в деревянных человеческих фигурках - алэлах, которые хранятся в каждом доме и передаются по наследству. Считалось, что алэлы помогают женщинам вести хозяйство, растить детей, облегчают им роды (Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967., с. 180). Всю обрядность с этими семейными покровителями совершали женщины, хотя по наследству они передавались по мужской линии. Кроме кетов, таких же духов-покровительниц мы находим у ненцев, селькупов. У саамов (Кольский п-ов) большим почитанием пользовалась Саракка, которой приписывали создание мира, а кроме того, исключительное влияние при родах. Жертвоприношения Саракке делались обыкновенно во время родов или после рождения ребёнка. Знаменательно, что в отличие от всех других жертвоприношений на них присутствовали только женщины (Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966, с. 78)."

Про алэлы подробнее - здесь.

алэлы 1
Рисунки алэлов из книги В.И.Анучина «Очерк шаманства у енисейских остяков».

Вообще, это тема для большого исследования, - я имею в виду отношения женщин и домовых духов. Женщина - "хозяйка домашнего очага", а домовой - это дух домашнего очага. Живёт домовой на печи за трубой, в запечье и подпечье, из-за чего именуется: рус. голбе́шник (голбец — перегородка за печью), запечник, белор. подпечник.

Л. М. Управителева пишет: "У первобытных народов Сибири и Дальнего Востока, где семья имеет большое социальное значение, главной семейной святыней и предметом почитания является огонь очага и связанные с ним предметы, например, деревянное огниво у чукчей. Хранительницами очага и исполнительницами важнейших семейных обрядов являются у этих народов, как правило, женщины. У энцев мужчина не смел приближаться к огню, даже раскурить его трубку могла только жена; огонь передавался по наследству от матери к дочери (Симченко, 1976, с. 193). У нганасан на женщине лежал присмотр за огнём и «кормление огня» — бросание в него кусочков пищи. (Попов, 1984, с. 28). У эвенков хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было». Цит. по: (Токарев, 1986, с.173).

Да и сам огонь, семейный очаг у большинства народов олицетворялся в женском образе. Нивхи называли его старухой огня, нганасаны, энцы, нанайцы - матерью огня, эвенки - бабушкой (Токарев, 1986, с, 173; 1990, с. 250), У коряков прибор, служащий для добывания огня (деревянная дощечка в виде человеческой фигуры - самый важный предмет в хозяйстве), носил название «огонь-женщина» (Ефименко, 1938, с. 422)".
Tags: венеры, домовые духи, кеты
Subscribe

Posts from This Сommunity “домовые духи” Tag

  • Женская половина дома (2).

    "Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. Может быть оформлен в…

  • Голос подсознания.

    В ряде сибирских районов бытует представление о том, что ночью к девушкам приходит домовой в облике медведя и душит, предвещая таким образом скорое…

  • Отношения греков и змей.

    А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна…

  • Домашние змеи литовцев.

    Удивительно, насколько сильно отличается наша современная жизнь от жизни наших предков, живших 500 лет назад. "Путешественники, посещавшие…

  • Гений и гениальность.

    "Гений - это дух-репеллент, обладающий прямым видением истины. Он живёт по ту сторону священной завесы, и продукты его метаболизма опосредованно…

  • "Венеры", алэлы и терафимы.

    "Алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15-30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних…

  • Заметка о змеевиках.

    Римские лары, фреска из Помпей, I в. н. э. // Мифы народов мира, т. 2. М., 1992. Древние римляне изображали домовых духов - ларов - в виде змей.…

  • Терафимы - древнееврейские домовые духи.

    aquilaaquilonis в своей заметке Терафимы сообщает следующее: " Слово tərap̄im, встречающееся в Еврейской Библии 15 раз, имеет…

  • О духах Матери Земли.

    Это изображения древнеримских ларов: Отметим, что древнеримские лары ассоциируются со змеями. Кроме того, ларами называли прародителей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments