Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женщины и домовые духи.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у многих северных народов существуют женские духи - покровительницы семьи.Такова, например, Алалт у кетов, обитающая в деревянных человеческих фигурках - алэлах, которые хранятся в каждом доме и передаются по наследству. Считалось, что алэлы помогают женщинам вести хозяйство, растить детей, облегчают им роды (Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967., с. 180). Всю обрядность с этими семейными покровителями совершали женщины, хотя по наследству они передавались по мужской линии. Кроме кетов, таких же духов-покровительниц мы находим у ненцев, селькупов. У саамов (Кольский п-ов) большим почитанием пользовалась Саракка, которой приписывали создание мира, а кроме того, исключительное влияние при родах. Жертвоприношения Саракке делались обыкновенно во время родов или после рождения ребёнка. Знаменательно, что в отличие от всех других жертвоприношений на них присутствовали только женщины (Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966, с. 78)."

Про алэлы подробнее - здесь.

алэлы 1
Рисунки алэлов из книги В.И.Анучина «Очерк шаманства у енисейских остяков».

Вообще, это тема для большого исследования, - я имею в виду отношения женщин и домовых духов. Женщина - "хозяйка домашнего очага", а домовой - это дух домашнего очага. Живёт домовой на печи за трубой, в запечье и подпечье, из-за чего именуется: рус. голбе́шник (голбец — перегородка за печью), запечник, белор. подпечник.

Л. М. Управителева пишет: "У первобытных народов Сибири и Дальнего Востока, где семья имеет большое социальное значение, главной семейной святыней и предметом почитания является огонь очага и связанные с ним предметы, например, деревянное огниво у чукчей. Хранительницами очага и исполнительницами важнейших семейных обрядов являются у этих народов, как правило, женщины. У энцев мужчина не смел приближаться к огню, даже раскурить его трубку могла только жена; огонь передавался по наследству от матери к дочери (Симченко, 1976, с. 193). У нганасан на женщине лежал присмотр за огнём и «кормление огня» — бросание в него кусочков пищи. (Попов, 1984, с. 28). У эвенков хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было». Цит. по: (Токарев, 1986, с.173).

Да и сам огонь, семейный очаг у большинства народов олицетворялся в женском образе. Нивхи называли его старухой огня, нганасаны, энцы, нанайцы - матерью огня, эвенки - бабушкой (Токарев, 1986, с, 173; 1990, с. 250), У коряков прибор, служащий для добывания огня (деревянная дощечка в виде человеческой фигуры - самый важный предмет в хозяйстве), носил название «огонь-женщина» (Ефименко, 1938, с. 422)".
Tags: венеры, домовые духи, кеты
Subscribe

Posts from This Сommunity “домовые духи” Tag

  • Панки.

    Как говорит доктор филологических наук Н. А. Криничная [ 1] "в красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились…

  • Женская половина дома (2).

    "Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. Может быть оформлен в…

  • Голос подсознания.

    В ряде сибирских районов бытует представление о том, что ночью к девушкам приходит домовой в облике медведя и душит, предвещая таким образом скорое…

  • Отношения греков и змей.

    А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна…

  • Домашние змеи литовцев.

    Удивительно, насколько сильно отличается наша современная жизнь от жизни наших предков, живших 500 лет назад. "Путешественники, посещавшие…

  • Гений и гениальность.

    "Гений - это дух-репеллент, обладающий прямым видением истины. Он живёт по ту сторону священной завесы, и продукты его метаболизма опосредованно…

  • "Венеры", алэлы и терафимы.

    "Алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15-30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних…

  • Заметка о змеевиках.

    Римские лары, фреска из Помпей, I в. н. э. // Мифы народов мира, т. 2. М., 1992. Древние римляне изображали домовых духов - ларов - в виде змей.…

  • Терафимы - древнееврейские домовые духи.

    aquilaaquilonis в своей заметке Терафимы сообщает следующее: " Слово tərap̄im, встречающееся в Еврейской Библии 15 раз, имеет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments