Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Танцы "мужские" и "женские".

В заметке Почему охота - не женское дело? говорилось о том, что женщины не принимают участия в охоте из-за трудностей, связанных с необходимостью удаляться далеко от дома. Но охота охоте - рознь. Мы не должны сравнивать современных охотников с охотниками традиционных обществ. Последние большие полагались на магию, чем на везение. В док. фильме "Обнажённая магия" показано, как вечером накануне охоты колдун впадает в транс и хрипящим голосом говорит охотникам, куда им идти и где поджидать зверя. Утром они собираются и идут в то место, которое им указал колдун, прячутся там в засаде и ждут. Через некоторое время перед ними появляется тот самый зверь, они убивают его, и на этом охота заканчивается.

Д. Кэтлин описал танец бизона, исполнявшийся индейцами-манданами с целью заставить бизонов появиться.

"Приблизительно пять или пятнадцать мандатов сразу принимают участие в пляске. У каждого из них на голове шкура, снятая с головы бизона (или изображающая её маска) с рогами. В руке каждый туземец держит свой лук или своё копьё, оружие, которым он обычно пользуется в охоте на бизонов... Танец продолжается без перерыва до тех пор, пока не появляются бизоны: иногда танец затягивается на две или три недели, не прекращаясь ни на минуту... Пляска изображает охоту, во время которой ловят и убивают бизона... Когда один туземец устаёт, он даёт об этом знать другим, наклоняясь всем телом вперёд и делая вид, что падает; тогда другой туземец выпускает в него из лука стрелу с притупленным кончиком. Он падает, как бизон, присутствующие вытаскивают его из круга за пятки, размахивая над ним ножами и своими жестами изображая обдирание и освежевание бизона. Затем его отпускают, а его место в кругу занимает сейчас же другой, который также вступает в танец, наряженный в маску бизона... Так продолжается до тех пор, пока не появляются бизоны... Цит. по: Мировая художественная культура. Т. 1: Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия. СПб., 1994, с. 148).

Очевидно, этот тип охоты был успешным; в противном случае, без толку никто не стал бы практиковать подобные "танцы без перерыва".

В традиционных обществах мужские танцы более динамичны, а женские - более статичны. Как показывают исследования Э.А. Королёвой, пластическую основу всех видов женских обрядовых танцев составляют различные колебательные и вращательные движения бёдер, живота, грудей, всего корпуса (Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977, с. 97, 191). При этом ноги чаще всего почти не отрываются от земли, «прыжки в женских танцах были исключением» (там же, с. 98).



Но если в женских танцах отчётливо выражено притяжение к земле, то у мужчин - энергичные движения вверх и вперёд. Основными элементами их танцев являются разнообразные высокие прыжки, сильные удары ног о землю, присядки (там же, с. 191).



Особенно выразительные "мужские" танцы у масаев.

Masai jumping dance.

Но в таком случае выходит, что танцы в стиле тектоник - "женские", хоть их и танцуют парни.



У хантов Западной Сибири мужские танцы были построены на высоких, лёгких прыжках, в женских - прыжков вовсе не было. И в юкагирской женской «Лебеди» «ноги в танце участия не принимали» (Юкагиры (историко-этнографический очерк). Новосибирск, 1975., с. 131). Описывая камлание нганасанского шамана, А.А. Попов замечает:, «...плясали в кругу девять женщин и скакали мужчины» (Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984, с. 80).
Tags: танцы
Subscribe

Posts from This Сommunity “танцы” Tag

  • Обо всём понемногу.

    ESENIA, рассказывая о святилище каменного века Göbekli Tepe (Гёбекли-Тепе), замечает, что существует традиция изображения богини Ладжи Гаури…

  • О "хлыстовских" радениях крито-минойских куретов.

    Евгений Круглов и Александра Подопригора в статье " ИСТОРИЯ В ТАНЦЕ (РИТУАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРИТА И ДЕЛОСА)" высказывают интересное…

  • Весёлые ребята эпохи неолита.

    Антрополог Ли Лью (Li Liu) из Стэнфордского университета исследовала производство и потребление алкогольных напитков в районе реки Хуанхэ на севере…

  • Homo Ludens Чатал-Хююка.

    Решил добавить в сообщество свою старую запись Больные не играют, естественно, с некоторыми дополнениями. Йохан Хёйзинга в своей знаменитой книге…

  • "Нить Ариадны" и лабиринт.

    Как известно, "нить Ариадны" помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем,…

  • Древнейшие святилища строились вокруг священного дерева.

    Снова возвращаясь к ближневосточной богине Ашере, вспомним, что её почитали в виде священного дерева. В Кунтиллет-Аджруде был найден обломок кувшина…

  • Танец "песочных часов".

    Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на…

  • Магический лук бушменов и священное оружие.

    Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" сообщает, что у охотников-бушменов имеются миниатюрные луки, изготовляемые и освящаемые…

  • Аборигены - "прихватизаторы".

    Д. Локвуд пишет о празднике Кунапипи - матери прородительницы - у аборигенов Австралии: "Когда-то Кунапипи начинался с корробори женщин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments