Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу о первобытном промискуитете.

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что обыденное представление о том, что для первобытного общества характерен промискуитет, т.е. ничем не ограниченная свобода сексуальных отношений, не точно отражает реальную практику и нормы сексуального поведения людей этой поры. Промискуитет существует у приматов (Бутовская МЛ., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993, с. 99), можно предположить, что он был распространён в период антропосоциогенеза. Однако данные этнографии, описывающие «классические» первобытные общества, убедительно свидетельствуют о том, что в примитивных обществах сексуальность находится под весьма жёстким социальным контролем.

Одним из самых характерных правил половых отношений первобытности является правило экзогамии (в буквальном переводе «брак вне»), т.е. запрет сексуальных связей между членами одного и того же рода[1]. Мужчина и женщина, вступающие в половое общение, должны принадлежать разным родам. Так, например, одно из современных австралийских племён делится на два рода - Чёрного и Белого Какаду. При достижении брачного возраста девушки и юноши этих племён выбирают себе сексуальных партнёров только из этих родов, выбор партнёра из своего собственного рода категорически запрещён. Отказавшихся от следования этим нормам ждут жесточайшие наказания вплоть до смертной казни [2].

маори

М. Мид (1988.), К. Леви-Строс (1983), как и многие другие антропологи, подчёркивают коммуникативный аспект экзогамии. В данном случае сексуально-брачные отношения выступают средством поддержания дружеских связей между соседними общинами, что способствует их выживанию, тем более, что связи, которые устанавливаются благодаря женщинам, превращают партнёров, участвующих в браке, в родственников.

Ещё одним нормативом, наряду с экзогамией регулирующим отношения полов, выступает избегание. Это запрет на взаимоотношения между ближайшими родственниками и свойственниками противоположного пола, который призван предотвратить сексуальную связь между ними.

Особое место среди запретов на половые отношения занимают половые табу. Они зафиксированы практически у всех первобытных народов. Почти везде секс запрещён в дневное время; любовники, как воры, должны ждать наступления сумерек. Очень часто секс запрещается в пределах стоянки; половые отношения приравниваются к естественным нуждам типа дефекации, которые должны справляться в буше ("в кустах"), на некотором отдалении от жилища. На Соломоновых островах (Меланезия) молодые люди могли вступать в отношения только в лесу, но никогда в селении. Охотничьи табу кладут вето на половые отношения в период подготовки к охоте и самой охоты. Длительность этого периода является различной: от одного дня до нескольких месяцев. Руководит этим запретом вера в то, что воздержание - необходимое условие успешной охоты. Оно требовалось от всех членов того или иного коллектива. И нарушение сказывалось не на одном нарушителе, а на всех членах группы. Индейцы нутка (северо-западное побережье Северной Америки) не сомневались, когда во время охоты на китов происходил несчастный случай, что причиной является нарушение одним из охотников табу. Они искали виновного и строго его наказывали (История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986, с. 77-78).

Широко известны и репродуктивные половые табу. Как правило, они запрещают сексуальные отношения после родов. Распространены также и сексуальные запреты, имеющие целью отвратить смерть. Так, у бечуанов (Южная Африка) от лиц, которые ухаживали за больными и ранеными, требовалось воздержание от половых отношений. Соблюдение этого запрета рассматривалось как необходимое условие выздоровления больного.



В качестве приложения добавлю

ТАЙНУ "КРАСНОЙ ТРОИЦЫ".

В окрестностях чешского города Дольни-Вестонице в общей могиле археологи обнаружили один женский и два мужских скелета — этим людям было от 17 до 23 лет. В науку они вошли как «красная троица»: их кости были посыпаны охрой. Возраст находки 26 тысяч лет, а удивительна она тем, что после смерти одному из мужчин в гениталии был всажен кремниевый нож, а другому — деревянный кол.

Женщина лежала посередине, мужчины по бокам от нее. Руку левого трупа расположили прямо над вагиной женщины. Тело повернули так, словно мужчина смотрит на нее с вожделением. Рука женщины переплетена с рукой мужчины справа, как будто они связаны тесными узами.

Много охры было насыпано на лобок женщины и голову мужчины слева, в которую также воткнули волчьи зубы. Исследования показали, что троица умерла внезапно, а похоронили ее менее чем через час с момента смерти. Ученые более 60 лет бьются над разгадкой тайны этого захоронения. Скорее всего, молодые люди нарушили первобытный закон и их за это покарали. В самом обряде захоронения есть некая театральность, которая должна была донести до остальных людей, чем грозит нарушение табу.

троица 1

троица 2
Реконструкция захоронения «красной троицы» в Антропологическом павильоне Моравского музея в Брно, Чехия. Фото: Thilo Parg / CC-BY-SA-3.0Захоронение «красной троицы» в окрестностях чешского города Дольни-Вестонице. Фото: Public Library of Science

---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Особенностью первобытной культуры является наличие классификационного родства. Согласно этой системе, члены одного и того же рода считают себя родственниками. Поэтому ребёнок называет матерью не только свою родную мать, но и всех женщин её поколения. Аналогично складывается ситуация с отцом, бабушками, дедушками. Братьями и сёстрами ребёнка считаются также не только его родные братья и сестры, но и все дети данного рода. Очевидно, именно поэтому нельзя заключать браки внутри одного рода: там все друг другу - родственники.

[2] Нарушая незыблемые нормы, влюбленные лишают себя поддержки общины, что равносильно смерти. Часто этот протест завершается самоубийством любящих. Вот типичная история, поведанная в конце 20-х гг. XX в. Е.А. Крейновичу в селении нивхов:

Это произошло в селении Вайды. Нивхинка Понтик была замужем за нивхом Токсиным из рода Х'ирлен". У них был ребёнок. Но вот нивх Пэргун из рода Кэгни” полюбил Понтик, а она полюбила его. Они встречались тайком. Первым их любовь заметил Токсин и стал выслеживать их. Тогда они ушли из селения. Их искали, но не нашли. И лишь спустя несколько лет обнаружили их полуистлевшие трупы - Понтик и Пэргун вместе повесились. Сожгли их тоже вместе (Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973, с. 309).
Tags: табу, экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “табу” Tag

  • Максим Горький о женщинах эпохи палеолита.

    Максима Горький в статье "О женщине" говорит: "Мне лично кажется, что необходимо написать «Историю женщины» и что план…

  • Табу.

    Ю. М. Бородай в своей монографии "Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания" пишет: "Табу" — это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments