Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Безотцовские люди".

В записи Аталычество говорилось о том, что отношения и связь между воспитанником и группой, в которой он воспитывался, считались выше, значительнее, чем отношения родственные, считались особо священными. У абхазов воспитанник обязан был защищать интересы того рода, в среде которого он воспитался, должен был вступаться за обиду, нанесенную его воспитателям. У черкес воспитанник часто так привязывался к аталыку, что любил его больше родного отца; бывали случаи, что в ссорах отца с аталыком воспитанник принимал сторону последнего.

Интересное сравнение напрашивается.

В матрилинейных обществах брат матери имеет в воспитании ребёнка преимущества перед отцом. Именно брат матери передаёт мальчику свой социальный статус, свою социальную роль в общине. Дядя несёт большую нагрузку по обеспечению семьи своей сестры, иногда в ущерб собственной. Такие усилия дают ему особые права на племянника. И в случае межродовой вражды юноша должен выступить на стороне материнского дяди против отца и его рода.

Традиционным в этом отношении является описанное У.Г. Поповой положение у эвенов Магаданской области:

"...брат женщины всячески опекал её детей, особенно сыновей, учил их всем приёмам охотничьего промысла, обращений с оружием, прививал навыки по уходу за оленями, обучал тренировать оленей под вьюком и седлом, учил правилам поведения, знакомил со всеми народными обычаями и т.д." (Попова У.Г. Эвены Магаданской области. Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917-1977 гг. М., 1981, с. 145).

Один из путешественников, наблюдая в Сибири в XIX в. за селькупами, у которых реальной считалась связь дядя-племянник, а связям между отцом и сыном значения не придавалось, так обобщил ситуцию: «Безотцовские люди там живут». Цит. по: (Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1984, с. 35).

Логгин Андреевич Хорис. Чукотская семья. 1816 г.
Tags: авункулат, аталычество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments