Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Саамы и арии.

Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Как и у других народов Севера, община у Кольских саамов совпадала с поселением. Это, в частности, отражалось в том, что и община, и поселение назывались - сыййт [1]. Её размеры колебались от 60-70 до 200-300 человек. По данным 1861 г., самым малочисленным был Куроптевский погост (64 человека), а наиболее крупным - Семиостровский (255 человек) (Списки населенных мест..., 1861. С. 24). Для сыййта характерен постоянный состав жителей, хотя он и был при этом открытой социальной структурой, допускавшей инкорпорацию новых членов. Основными подразделениями сыййта были семьи, а также временные и постоянные производственные коллективы, объединявшиеся как по территориальному, так и по родственному признаку. Взаимоотношения его членов были основаны на взаимопомощи и кооперации.

Территория каждого погоста состояла из угодий, представлявших основу традиционного комплексного хозяйства. В угодья входили: семужьи тони, озера, охотничьи территории, оленьи пастбища, участки приморской береговой территории. Своеобразным центром всей этой территории в западных и центральных районах Кольского полуострова был зимний погост (таллъв-сыййт), в котором саамы жили с декабря по апрель. В остальную часть года община распадалась на группы семей, совершавшие небольшие перекочёвки по традиционно сложившемуся маршруту (Kuropyatnik, 1992. Р. 163-164). В ядро совместно кочевавшей группы входили несколько родственных, по определению В. Чарнолуского, "братских семей" (МОКМ. Ф. нв 3570/100). "Вечно, как смена времён года, движение по кругу лопарского народа", - писал И. Маннинен (Manninen, 1932. S. 287). Архаичная модель функционирования общины у западной и центральной групп Кольских саамов сохранялась вплоть до 1920-х годов. Население сыййта то расходилось по промысловым угодьям, то собиралось вместе. Таким образом, можно говорить, что у этих саамских групп существовала двухступенчатая структура общины: первую из них представлял сыййт, совпадающий с общим зимним поселением и включающий всё его население, вторую - хозяйственные группы, на которые сыййт распадался на весенне-осенний период и которые можно рассматривать как субобщины.

Важнейшими отличительными признаками восточной модели сыййта, характерной для терских (за исключением каменских) и семиостровских саамов, были: существование двух стабильных поселений (зимнего и летнего), а также длинные кочевые маршруты. Они были ориентированы на традиционные пути передвижения оленей и пролегали из зоны тайги через тундру к побережью Ледовитого океана. Поэтому контуры промысловых угодий у этих групп саамов напоминали форму вытянутого эллипса и отличались от конфигурации угодий западной группы, не выходящих за пределы лесной зоны и имеющих более округлую форму. Саамы западных погостов совершали лишь небольшие однодневные переходы между сезонными промысловыми местами, в то время как у восточных саамов перекочёвка из зимника в летник осуществлялась одновременно всем населением погоста и занимала несколько дней. Временем перекочёвки были конец апреля - начало мая.

Территориальность была одним из основных признаков сыййта. Границы земель каждого погоста были всем хорошо известны. Ими служили возвышенности, крупные реки, общеизвестные ориентиры на местности, а также пустыри без ягельного покрова (СПбФ АРАН. Ф. 135. Оп. 2. № 322. Л. 1). Сыййт имел исключительное право на эксплуатацию природных ресурсов своих угодий. Поэтому, "несмотря на любовь к скитаниям, лопари редко выходят за границы владений погоста..., да и то только во время поисков своих оленей, носящих хозяйскую тамгу" (Гебель, 1905. С. ПО).

Саамы являются потомками самых древнейших, верхнепалеолитических обитателей Европы. По женской линии генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U). Это очень важно, так как модель их поведения можно считать первобытной во всей Евразии. Наверно, в древности такая модель движения по кругу была характерна и для многих других племён. Очевидно, и ныне монгольские скотоводы следуют этой модели [2].

Тогда возникает закономерный вопрос: почему эта модель сезонного движения по кругу не работала у ариев? Почему их движение было не круговым, а линейным?

плакат

------------------------------------------------------------------------
[1] Интерес вызывает гипотеза А. Несхейма о существовании этимологической связи sii'da (община, поселение) и siei'dne (святилище, культовое место) (Nesheim, 1951. S. 292-302).

[2] "Как происходит кочевание? Конечно, это не броуновское движение, а упорядоченный процесс. В течение года кочевники перемещаются между летними и зимними пастбищами. Зимние пастбища находятся там, где выпадает меньше снега, и животным проще его раскапывать. Летние — там, где зимой пасти скот затруднительно (в горах, на севере, или где выпадает больше осадков). Таким образом, скотоводы кочуют обычно либо в меридиональном направлении (север-юг) либо в вертикальном (горы-долины)" (Источник).

"Казахи или монголы или тувинцы всегда живут на одном месте, каждый месяц каждого года они проводят в одном и том же месте. В сентябре каждого года они всегда в одном месте, в июле в другом, но каждый год они перемешаются по кругу. Кочевники осуществляют полный цикл сезонного перемещения в рамках очерченных границ собственной земли. Это и есть отгонное скотоводство".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отгонное_животноводство

"Быт многих народов, традиционно относимых к кочевым, например алтайских древних тюрок, на самом деле может быть охарактеризован именно как отгонное животноводство, поскольку их перекочёвки носили сезонный характер и производились в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду."(ц)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кочевники
Просто у нас сейчас принято называть многие народы кочевыми, но это не верно. Кочевыми являются только народы именно не имеющие постоянного ареала обитания".
Tags: арии, финно-угры
Subscribe

Posts from This Сommunity “арии” Tag

  • Детские (молочные) бутылочки бронзового века.

    Автор блога Old European culture пишет: "Среди керамических находок с кладбища культуры инкрустированной керамики бронзового века (около…

  • Баденская культура выпивох.

    Автор блога Old European culture говорит, что Баденская культура могла быть культурой, которая положила начало производству и ритуальному…

  • Немного о Баденской культуре.

    Это керамический сосуд, сделанный людьми Баденской культуры. "Баденская культура (3600—2800 годы до н. э.) [ 1] возникла в…

  • «Злая лая матерная...»

    В записи Как появился русский мат? говорилось: " В. Михайлин выводит исходный вид ключевой для современного русского мата формулы " ёб…

  • Каменные "бабы".

    Автор блога Old European culture говорит, что " в христианских хрониках 13 века язычников называли «бабуни», вероятно, потому,…

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Казымский клад.

    «В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи…

  • Краткая история Старой Европы.

    "По некоторым оценкам, около 27000 лет назад людей современного антропологического типа могло быть в Европе не больше тысячи. Хорошо…

  • Галопом по Европам.

    Автор паблика Клиометрика пишет: "История возникновения верховой езды темна и непонятна. Когда человек впервые вскочил на коня и понесся по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments