Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Саамы и арии.

Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Как и у других народов Севера, община у Кольских саамов совпадала с поселением. Это, в частности, отражалось в том, что и община, и поселение назывались - сыййт [1]. Её размеры колебались от 60-70 до 200-300 человек. По данным 1861 г., самым малочисленным был Куроптевский погост (64 человека), а наиболее крупным - Семиостровский (255 человек) (Списки населенных мест..., 1861. С. 24). Для сыййта характерен постоянный состав жителей, хотя он и был при этом открытой социальной структурой, допускавшей инкорпорацию новых членов. Основными подразделениями сыййта были семьи, а также временные и постоянные производственные коллективы, объединявшиеся как по территориальному, так и по родственному признаку. Взаимоотношения его членов были основаны на взаимопомощи и кооперации.

Территория каждого погоста состояла из угодий, представлявших основу традиционного комплексного хозяйства. В угодья входили: семужьи тони, озера, охотничьи территории, оленьи пастбища, участки приморской береговой территории. Своеобразным центром всей этой территории в западных и центральных районах Кольского полуострова был зимний погост (таллъв-сыййт), в котором саамы жили с декабря по апрель. В остальную часть года община распадалась на группы семей, совершавшие небольшие перекочёвки по традиционно сложившемуся маршруту (Kuropyatnik, 1992. Р. 163-164). В ядро совместно кочевавшей группы входили несколько родственных, по определению В. Чарнолуского, "братских семей" (МОКМ. Ф. нв 3570/100). "Вечно, как смена времён года, движение по кругу лопарского народа", - писал И. Маннинен (Manninen, 1932. S. 287). Архаичная модель функционирования общины у западной и центральной групп Кольских саамов сохранялась вплоть до 1920-х годов. Население сыййта то расходилось по промысловым угодьям, то собиралось вместе. Таким образом, можно говорить, что у этих саамских групп существовала двухступенчатая структура общины: первую из них представлял сыййт, совпадающий с общим зимним поселением и включающий всё его население, вторую - хозяйственные группы, на которые сыййт распадался на весенне-осенний период и которые можно рассматривать как субобщины.

Важнейшими отличительными признаками восточной модели сыййта, характерной для терских (за исключением каменских) и семиостровских саамов, были: существование двух стабильных поселений (зимнего и летнего), а также длинные кочевые маршруты. Они были ориентированы на традиционные пути передвижения оленей и пролегали из зоны тайги через тундру к побережью Ледовитого океана. Поэтому контуры промысловых угодий у этих групп саамов напоминали форму вытянутого эллипса и отличались от конфигурации угодий западной группы, не выходящих за пределы лесной зоны и имеющих более округлую форму. Саамы западных погостов совершали лишь небольшие однодневные переходы между сезонными промысловыми местами, в то время как у восточных саамов перекочёвка из зимника в летник осуществлялась одновременно всем населением погоста и занимала несколько дней. Временем перекочёвки были конец апреля - начало мая.

Территориальность была одним из основных признаков сыййта. Границы земель каждого погоста были всем хорошо известны. Ими служили возвышенности, крупные реки, общеизвестные ориентиры на местности, а также пустыри без ягельного покрова (СПбФ АРАН. Ф. 135. Оп. 2. № 322. Л. 1). Сыййт имел исключительное право на эксплуатацию природных ресурсов своих угодий. Поэтому, "несмотря на любовь к скитаниям, лопари редко выходят за границы владений погоста..., да и то только во время поисков своих оленей, носящих хозяйскую тамгу" (Гебель, 1905. С. ПО).

Саамы являются потомками самых древнейших, верхнепалеолитических обитателей Европы. По женской линии генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U). Это очень важно, так как модель их поведения можно считать первобытной во всей Евразии. Наверно, в древности такая модель движения по кругу была характерна и для многих других племён. Очевидно, и ныне монгольские скотоводы следуют этой модели [2].

Тогда возникает закономерный вопрос: почему эта модель сезонного движения по кругу не работала у ариев? Почему их движение было не круговым, а линейным?

плакат

------------------------------------------------------------------------
[1] Интерес вызывает гипотеза А. Несхейма о существовании этимологической связи sii'da (община, поселение) и siei'dne (святилище, культовое место) (Nesheim, 1951. S. 292-302).

[2] "Как происходит кочевание? Конечно, это не броуновское движение, а упорядоченный процесс. В течение года кочевники перемещаются между летними и зимними пастбищами. Зимние пастбища находятся там, где выпадает меньше снега, и животным проще его раскапывать. Летние — там, где зимой пасти скот затруднительно (в горах, на севере, или где выпадает больше осадков). Таким образом, скотоводы кочуют обычно либо в меридиональном направлении (север-юг) либо в вертикальном (горы-долины)" (Источник).

"Казахи или монголы или тувинцы всегда живут на одном месте, каждый месяц каждого года они проводят в одном и том же месте. В сентябре каждого года они всегда в одном месте, в июле в другом, но каждый год они перемешаются по кругу. Кочевники осуществляют полный цикл сезонного перемещения в рамках очерченных границ собственной земли. Это и есть отгонное скотоводство".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отгонное_животноводство

"Быт многих народов, традиционно относимых к кочевым, например алтайских древних тюрок, на самом деле может быть охарактеризован именно как отгонное животноводство, поскольку их перекочёвки носили сезонный характер и производились в пределах чётко очерченной территории, принадлежащей роду."(ц)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кочевники
Просто у нас сейчас принято называть многие народы кочевыми, но это не верно. Кочевыми являются только народы именно не имеющие постоянного ареала обитания".
Tags: арии, финно-угры
Subscribe

Posts from This Сommunity “арии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments