Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Таммуз и Иштар (2).

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019) говорит, что у нас нет ни единой фигуры, которую можно безошибочно отождествить с Таммузом. Он объясняет это тем, что культ Таммуза и Иштар имел мистериальные формы, и потому сцены из мистерий было запрещено изображать в искусстве.

mazzarino в комментах к предыдущей записи говорит, что непонятно, чем Думузи(Таммуз)-рыбак отличен от Думузи пастуха, и кто же из них (или не из них) реально был мужем Инанны. Стивен Лэнгдон, как бы соглашаясь с mazzarino, между прочим, замечает: "Читая цитаты, данные из официальных литургий, можно запутаться в различных родственных отношениях, существующих между матерью и сыном. То он её супруг, то её брат. Вот это юноша, умирающий в расцвете мужественности, вот ребёнок, которого кормят грудью".

Я должен сказать, что такая "многовекторность" вообще характерна для мифов, особенно когда мифы передаются в рамках устной традиции: одни говорят так, другие - иначе. Ну и, кроме того, сама мифическая реальность не "дружит" с логикой. Логическое мышление присуще миру сему, а по мере приближения к потустороннему миру мышление приобретает супралогический характер, как, например, во время сна и других изменённых состояний сознания.

Да вот самый наглядный пример - Иисус Христос. Сколько копий было поломано в спорах относительно Его естества! Одни говорили, что Он - Бог, другие утверждали, что Он - человек. Наконец, отцы Церкви отказались от логики и заявили, что Он есть "истинный Бог и истинный человек", пребывающий в двух естествах "неслитно" и "нераздельно".

Надо также отметить "раздвоение" образа Таммуза при воскресении. В своём воскресении Таммуз сравнивается с восходом солнца и луны.

Когда к груди твоей матери, к груди твоей возлюбленной ты поднимаешься,
Когда к твоей матери, царице небесной, ты поднимаешься,
О мой вознесённый, кто такой Шамаш? Ты Шамаш.
О вознесённый, кто Наннар? Ты Наннар.


А ещё Таммуза сравнивают с козлом. В ритуале исцеления больного, находящегося на последней стадии болезни, к Таммузу обращаются со следующей молитвой:

Господин Таммуз, господин, пастырь небес, ты сын Эа.
Муж Иштар невесты, главный козёл страны.
Подпоясанный, с посохом пастыря.
Создающий потомство скоту, господин стойл.
Поедающий печеные хлеба, печеные хлеба из печи.
Пьющий святую воду из бурдюка.
Я кто-то, сын кого-то, чей бог такой-то, чья богиня такая-то, обратись ко мне, я ищу тебя.
Злой соглядатай, противник,
Который со мной связан и противостоит мне во зло,
Да, злой соглядатай, противник, который со мной связан,
Передай его могучему демону Хумба.
Пусть от отвяжется от меня. Дай мне дыхание жизни.
И из моего тела удали его; забери его с собой.
Я, твой слуга, буду жить и процветать и петь мою хвалу.
Предзнаменования дней жизни я ищу.
Твоё величие я прославлю, твою хвалу я пропою.


Инанна

Таммуз Думузи

Иштар

Не совсем понятна связь Таммуза н Нингишзида. Эпитет Нингишзиды — «прислужник далёкой земли» (то есть подземного царства). В сказании о смерти Гильгамеша тот встречает в подземном мире Нингишзиду и Думузи. Они как два брата-близнеца. Стивен Лэнгдон отождествляет их с Кастором и Поллуксом.

Но всё это - "аберрации" и отклонения от основного образа Таммуза - любовника Богини.

То, что сын должен быть также любовником Богини, объясняется Фрэзером на том основании, что в древнем матриархальном обществе верховная власть передавалась по женской линии. В таком случае наследник трона - это дочь царя. Чтобы удержать трон, сын царя должен жениться на сестре, а, за неимением сестры, на собственной матери. В шумерском мифе представлены оба этих обстоятельства.

Но, пожалуй, самое интересное во всей этой истории с Таммузом то, что с его именем отождествляли себя вавилонские цари. И, раз Таммуз умирал и сходил в преисподнюю, значит, по идее, тожно так же должны были поступать и вавилонские цари-"таммузы". Фрэзер считал, что царь города играл роль умирающего бога и переносил смерть от рук своего народа. Но, я полагаю, здесь мы имеем дело не с реальной, а с мистериальной смертью царя. Тем более, что обычай убийства царя как Таммуза совершенно неизвестен по клинописным источникам. Хотя вавилонская литургия говорит о бывших царях как об "усопших". В неопубликованной литургии этого культа, которая проводилась в Исине, столице одной из шумерских династий, названы, по крайней мере, пять царей.

Повелитель Идин-Даган спит,
И сады сами прекращают (свой рост).
Город (рыдает) по Ишме-Дагану, который покоится,
И сады сами удержвают (свои плоды).
Город (плачет) по Либит-Иштар, который спит.
. . . . . . . . .
Город (спит) по Ур-Нинибу, который спит.
. . . . . . . . .
Город плачет по Бур-Сину, который спит.
Сильный юноша в земле плача
.

Вот как комментирует эти строки Стивен Лэнгдон:

"Этот отрывок очевидно указывает на царей, которые в те дни играли роль Таммуза в мистерии этого культа. Они, как Таммуз, умирали ради жизни своих городов. Но культура, существовавшая в ту эпоху, не терпела ужасных жертвоприношений, требовавшихся в доисторические дни. Когда мы читаем здесь, что ушедшие тени царей отождествлялись с умирающим богом, мы имеем дело с сохранением древней идеи, так адаптированной на практике, что цари избегали настоящего жертвоприношения неким символическим актом. И возможно, мы можем усмотреть даже большее в этой практике. Как Таммуз одолел сон смерти, так и его властью те человеческие цари избежали этого фатального сна. Вполне вероятно, что такие надежды на вечную жизнь были вдохновлены почитанием Таммуза.

Мы, к счастью, обладаем длинной литургией, которая празднует свадьбу Идин-Дагана, третьего царя династии Исин, с богиней-матерью Иннини. И магический трюк здесь описан полностью. Служба проводится со статуями богини и царя. Этот символический брак царя с матерью-землёй прямо выводится из того жестокого ритуала, слишком хорошо сохранившегося в Сидоне и на Кипре, где царя действительно убивали".

В общем, Стивен Лэнгдон соглашается с концепцией Фрэзера, которая относит матриархальные культы к примитивной и дикой религии с человеческими жертвоприношениями, и полагает, что царей в те времена реально убивали. "Но это первоначальное состояние человеческой религии лежит вне наших познаний", - добавляет он. То есть, надо полагать, эта концепция является предметом "научной веры", ибо нет никаких свидетельств или доказательств.
Tags: Месопотамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Месопотамия” Tag

  • Община и государство в древней Ларсе.

    Н. В. Козырева в своей монографии "Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни" (М., 1988. С. 28-29) пишет: "Из того, что только часть…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • Дж. Мелларт о халафской культуре.

    В продолжение записи Немного о халафской культуре. " Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с…

  • Немного о халафской культуре.

    Немногие наверное слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Немного о самаррской культуре.

    Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. V тыс. до н. э. Самаррская культура. V тыс. до н. э.…

  • "Глазные идолы".

    Продолжим тему "глазных идолов", начатую в статье О связях между Иберией и Сирией в эпоху неолита. "Глазные идолы" Телль-Брака…

  • Мифология на "изломе" матриархата.

    В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между…

  • Энлиль и Нинлиль.

    Бог Энлиль. Господин небесных энергий ( Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза»,…

  • Арийская экспансия в Месопотамии.

    Торкильд Якобсен в своей монографии "Сокровища тьмы" пишет: " Насколько мы можем судить, IV тысячелетие, как и времена,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments