Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Таммуз и Иштар (3).

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019) говорит, что почитание богини Иннини (Инанны) с самого раннего периода сконцентрировалось в Эрехе (Урук), городе на крайнем юге Месопотамии на восточном берегу Евфрата.

Урук

Эпос о Гильгамеше рассказывает, что этот город был основан Гильгамешем, который был обожествлённым царём и отождествлялся с Таммузом. Можно предположить, что этот город стал центром культа Иннини и Таммуза, потому что его древний царь действовал в роли умирающего бога. Город также носил поэтическое название «Эрех овчарен», и один из главных храмов богини Эреха назывался «Овчарня земли». Эрех овчарен или «великая обитель овчарен», вероятно, происходит из древнего культа плача по голодающим стадам на равнинах Евфрата. Строки литургии выражают древний характер Иннини как покровительницы пастбищ и стад:

Юному скоту в загонах я даю пить.
В гнёздах пичугам я даю есть.


Вероятно, мы имеем здесь дело с богиней-матерью, которая в доисторические времена была представлена как дикая корова или похожее животное с рогами. В самом деле, этот примитивный характер проявляется в следующих строках:

Дикая корова, сокрушающая области земли.

Литургические серии, используемые в официальных храмовых службах, называли «Корова стенала и легла в своём месте». Символ Ишгар как коровы используется в хорошо известном отрывке, описывающем Ашшурбанипала как её ребёнка:

Мал ты, о Ашшурбанипал, которого я доверила богине, царице Ниневии.
Слаб был ты, Ашшурбанипал, когда я кормила тебя на коленях царицы Ниневии.
Из четырёх грудей, что были у тебя во рту, две ты сосал, а двумя покрывал лицо.


В заклинании для царя к нему обращаются как к юному быку, рождённому от священной коровы, что является отсылкой к его божественному происхождению от богини-матери. Она, более того, называется «рогатой» Иштар.

Как покровительница деторождения она сама носит титул «рожаюruая мать».

«Рожающая мать, знающая скорбь, обитающая среди своего народа».
«Божество, приглядывающее за человечеством, мать преданной груди»
.

И поражённое горем человечество обращалось к Иннини как к своей матери:

«Милосердная, ко мне прояви сострадание.
О певец, моей матери скажи, когда ты избавишь меня?
Царице Гиргулум скажи, когда ты избавишь меня?»


Она питает человечество из своей груди, и обращение к ней как к Нане точно описывает любовь богини-матери:

Она украшена светом дней и месяцев, она милосердна.
Она приносит свет страдающим, делает богатыми подавленных.
Услышьте, области земли, хвалу царице Нане.
Восхваляйте создательницу, превозносите величественную.
Превозносите славную, прильните к могучей госпоже»
.

Классическая шумерская молитва Иннини как дочери бога луны завершается следующим чувством:

Божество порождения, божество размножения ты. Вечно ты проявяешь любовь.

Её бесконечная любовь к человечеству отражена во многих титулах, посредством которых вавилоняне и ассирийцы обращались к ней:

«Ты выносишь суд человечеству со справедливостью и правом.
Ты смотришь на презренного и оправдываешь униженного каждый день.
Сколько ты будешь медлить, о, царица небес и земли, пастушка бледнолицых людей?
Сколько ты будешь медлить, о, царица Эанна, освящающая сокровищницу и чистого?
Сколько ты будешь медлить, о, царица, чьи ноги не устают, чьи колени спешат?
. . . . . . . . .
О славная, ужас небесных духов, подчиняющая не примирившихся бoroв (с людьми}.
Советница всех правителей, управляющая царями.
Открывающая лона всех служанок.
. . . . . . . . .
Где ты увидишь мёртвого, он оживает, а больной исцеляется.
Праведный становится праведным, когда зрит твоё лицо».


Поскольку древние цари считали себя мужьями богини-матери, и в этом качестве действовали как Таммуз, она стала покровительницей искусства управления и воплощением правосудия. Один из древнейших шумерских царей претендует на призвание к управлению самой Иннини, и называет её своей «любимой женой». Шумерский гимн к ней раскрывает ту же тесную связь с искусством управления:

Моя преданная госпожа, царица Эанна.
Божество, присматривающее за человеческим родом, мать преданной rруди
.

Законодатель в вопросах человеческих и божественных, она описана замечательными словами:

У тебя вся власть суда и решения, а также закон земли и небес.

Следующие строки взяты из молитвы Ашурнацирапала I Иштар из Ниневии:

Дело, выпавшее мне, [даже горе] словами я перескажу
Создательнице людей, [ей, которой] слава предлежит,
Ей, сидящей в Эмашмаш, [божественной Иштар], восхвалившей моё имя,
Царице богов, рукой которой законы богов исполнены,
Госпоже Ниневии, сестре высоких богов,
Дочери Сина, сестре-двойняшке Шамаша, правящей всеми царями,
Той, что принимает решение, богине всех вещей,
Госпоже небес и земли, принимающей мольбу,
Слышащей обращение, прислушивающейся к молитве,
Сострадательной богине, любящей праведность,
Иштар-царице, подавляющей всякий беспорядок,
Все горести свои я буду изливать.
Прислушайся к моей горестной речи.
Пусть твоя душа утешит меня в мучительном рассказе.
Узри меня, о, госпожа, чтобы раскаянием сердце твоего слуги укрепилось.
Я, Ашурнацирапал страдающий ... твой слуга,
Смиренный, боящийся божества, погружённый в мысли, твой возлюбленный,
Учреждающий регулярные хлебные подношения непрерывно, дающий тебе жертвы
.

Как покровительница закона и порядка, она пользовалась поклонением царей Ассирии со времён Ашурнацирапала I до конца Ассирийской империи. Но этот аспект её деятельности был присущ и шумерской, и аккадской Иштар, как мы узнаём из отрывка в Кодексе Хаммурапи:

[Я -] тот, кто утвердил великие повеления Иннини.

Она также надзирательница правителей и воплощение справедливости. Верно, что в эволюции этой религии роль божества справедливости постепенно занимал бог солнца. Однако, народное сознание всё равно не могло оставить свои древние представления, и сами теологи допустили в официальные списки её титулов несколько имён, отражающих роль Иннини как покровительницы правления.

В знаменитом семитском стихотворении, называемом Нисхождение Иштар, страж Аида обращается к ней: «Постой, моя Царица». Уже в классическом шумерском тексте мы встречаем строку:

О моя царица, тебя на небесах и на земле я вижу.

Мощное влияние жреческих школ вскоре проявляется в титуле «Бельтис, перворождённая дочь Небес», и следующее раннее заклинание показывает склонность считать её супругой самого бога неба:

Ану, господину земель, и Иннини, Бельтис, божественной Иннини.

Даже более явный её титул царицы Игиги, или шести сотен духов неба, легиона божественных существ, населяющих небеса. Но она также правительница соответствующих духов, которые обитают в подземном мире. Эти воинства ангелов небес и земли, слуги в свите бога неба и при дворце богини ада называются «великие боги», и следующие отрывки иллюстрируют эту двойную тенденцию:

Молюсь тебе, Белит из Белитов, богиня из богинь,
О Иштар, царица всех обиталищ, управительница человечества,
Ирнини, возвышенная, госпожа Иrиrи
.

И в литании плачущие, прощаясь со скорбящей матерью в её опасном путешествии в Араллу, обращаются к ней с такими строками:

Величайшая, величайшая, поспеши.
Божественная царица, повсюду прославленная, величайшая, поспеши.
Царица обиталищ, величайшая, поспеши.
Правительница Иrиrи, величайшая, поспеши.
Госпожа овчарен, величайшая, поспеши.
К Ушумrалана [титул Таммуза], величайшая, поспеши.

И в поздних текстах семиты дошли даже до того, что переводили lshtar как «небесная царица» как «царица небес». Кстати, культ этой богини был введён в Иудее в эпоху Иеремии под именем malkat hassamaiim, «царица небес», которой иудеи подносили хлебцы Иштар, в точности как вавилоняне подносили своей богине.

Титул Царица Небес, похоже, был гораздо более распространённым, чем предполагалось, ведь он перешёл на запад как Анат (супруга Ану) и в греческий как Анаитис. На финикийском медальоне Анат представлена сидящей на льве, и мы
видим, что лев часто сопровождает вавилонскую воинственную Иштар.

Иштар

Tags: Иштар, Месопотамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “Иштар” Tag

  • Восьмилетний цикл Венеры и восьмиконечная звезда.

    3 июня 2020 года, стартует новый парный микро-цикл Венера-Солнце, который будет продолжаться чуть менее двух лет. Кроме того, в этот период…

  • Парадоксальная любовь богини Иштар.

    Гильгамеш, насколько нам известно, — историческая фигура, царь города Урука (библейское «Эрех»), правивший ок. 2600 г. до н. э.…

  • Основа здравого общества.

    Салинз ввёл понятие "генерализованная реципрокность" для описания той формы социального взаимодействия, которая существует в любом здравом…

  • Элемент христианства до Христа.

    Зацените несколько строк из молитвы вавилонянина к Иштар (из книги Стивена Лэнгдона "Таммуз и Иштар", стр. 109): " Смилуйся надо…

  • Таммуз и Иштар.

    (В продолжение записи О религии Месопотамии. Думузи-Таммуз и Инанна-Иштар) Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments