Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу о "групповом браке".

О. Ю. Артёмова говорит, что в обычаях пиррауру и пираунгару, бытовавших в лингвистических общностях диери и арабана (урабунна) австралийских аборигенов, многие учёные видели "живой" групповой брак. Они заключались в том, что помимо основной жены

mosika_901_00001

То есть, надо полагать, что австралийские аборигены не допускали никаких иных отношений, кроме родственных. У нас, благодаря деньгам, мы можем получать помощь от совершенно чужих нам людей (и даже от врагов), но у аборигенов мужчина мог расчитавать на какую-то помощь от другой женщины, только породнившись с нею, то есть став её мужем (со всеми вытекающими обязательствами). Точно так же и женщина могла использовать услуги другого мужчины, став его женой. Очевидно, это "устрожало нравственность" в том отношении, что теперь за мужем, чтобы он не ходил "налево", присматривали не пара глаз, а несколько пар; то же самое касалось и жены.

И далее О. Ю. Артёмова пишет, что П. Ф. Преображенский в своей работе "К вопросу о природе брачно-групповых отношений в Австралии" (1927) установил более позднее происхождение обычаев пиррауру и пираунгару, чем индивидуальный брак. Обычаи пиррауру и пираунгару "не могут рассматриваться как пережиток более широких половых отношений общества более древней формации, но по своей экономической характеристике мыслимы лишь как исторически сложившийся институт на почве такого общества, где уже начали проявляться первые признаки экономической и социальной дифференциации" (Преображенский 1927: 20 - 21).

мужчина 1

Преображенский говорит, что дополнительные жёны назначались в известном смысле коллегиально (советом "старших" мужчин) в первую очередь выдающимся воинам: чем выше престиж мужчины-диери, тем больше у него было жён-пиррауру. Преображенский именовал властные отношения аборигенов Австралии геронтократией, хотя позднее выяснолось, что наибольшим влиянием у австралийцев обладали не старики, а мужчины в расцвете сил, которые лишь условно именовались "старшими" ("старший" значит "лучший").

Ну, отсюда совсем уже близко до нашего князя Владимира с его гаремом. Как пишет Нестор, "И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове".

То есть, надо полагать, что многожёнство и вообще "групповуха" - явление довольно позднее, связанное с социальным расслоением и появлением вождества. Князь Владимир потому лишь "пользовался" 800 женщинами, что его охраняла дружина с мечами, - иначе бы ему не сносить головы. Дружинников надо щедро обеспечивать, они "просто так" служить не станут. Значит, нужно богатство, накопленные материальные ресурсы. Понятное дело, что у австралийских аборигенов, живущих, как БОМЖи, одним днём, никакого богатства нет [1]. Поэтому у них там все пороки современного общества были в самых зачаточных формах.

---------------------------------------------------------------------------------------
[1] При этом, конечно, нужно понимать, что аборигены не были нищими. У охотников и собирателей нет и не может быть ни нищих, ни богатых. Потому что, перефразируя Салинза, можно сказать, что нищий - это не просто тот, у кого ничего нет, нищий - это тот, у кого нет ничего, в то время как у других есть многое. Нищенство, как и бедность, - это социальный статус, типичный лишь для высокодифференцированных имущественно обществ, и "как таковые" бедность и нищенство - суть "порождения цивилизации". А в нормально функционирующем обществе охотников и собирателей либо у всех есть еда и необходимые вещи, либо нет ни у кого (О. Ю. Артёмова).
Tags: Австралия, брак
Subscribe

Posts from This Сommunity “брак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments