Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Садака-камни как пережиток древнейшего социального "закона".

Мой давний livejournal friend structor_16 в записи без темы выложил две фотки "садака-камней".

Садака-таши 1

Садака-таши 2

В Османской империи вплоть до начала 20-го века существовал обычай: на улицах устанавливались двухметровые колонны, так называемые "садака-камни". В верхних частях постаментов имелось небольшое углубление, куда любой прохожий мог положить немного денег. В любое время бедняки или остро нуждающиеся приходили к этим местам.

Эти камни мне напомнили древнегреческие гермы. Геродот утверждал, что гермы делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. Гермы часто размещали на рыночных площадях, так как на них изображали бога торговли Гермеса-Агорея («Рыночного»). С некоторыми из них были связаны местные легенды. Так в ахейском городе Фары на рыночной площади стояла герма, перед которой находился жертвенник. Вечером к герме приходили паломники, совершали жертвоприношение, после чего шептали в ухо Гермеса на герме вопрос. После этого паломник затыкал уши, уходил за пределы площади, и только после этого отжимал руки от ушей. Первое услышанное слово, по его мнению, и было ответом бога на заданный вопрос.

Так как гермы располагались ещё и вдоль оживлённых дорог, то гермы напоминают охотничьи избушки в Сибири. Там охотники всегда оставляют что-нибудь на "чёрный день". Это тоже своего рода жертвоприношение. И оно может спасти от голодной смерти заблудившегося человека, если он в лесу набредёт на избушку. В принципе, я полагаю, та же идея лежала и в жертвоприношениях возле герм. Какой-нибудь голодный путник обнаружит возле гермы лепёшку и возблагодарит богов. Боги же окажут свою милость тому, кто пожертвовал лепёшку.

А у древних римлян на улицах находились ларарии.

Ларарий

Обычно ларарии находились внутри частных домов, но были также и уличные ларарии.

lararium

"Помимо домашних ларов были еще и лары уличные, покровители улиц и перекрестков, а также отдельных районов города — «vici». Варрон рассказывает об интересном обычае в этой связи. Дело в том, что римляне редко праздновали пышные свадьбы. Обычно заключение брака состояло в скромной церемонии, частью которой была раздача трех бронзовых монет невестой. Одну монету невеста несла в руке и вручала ее жениху, вторую, спрятанную в башмаке, она подносила домашним ларам в своем будущем доме. Выйдя из нового дома, она направлялась к ближайшему уличному святилищу ларов и оставляла там третью монету, принесенную в специальном кошельке. Таким образом, невеста трижды препоручала себя защитникам: мужу, домашним богам и богам своего околотка" (Источник).

Понятное дело, что этой третьей монетой мог воспользоваться какой-нибудь человек, впавший в нужду.

structor_16 верно говорит, что благотворительность в той или иной форме всегда была. Даже в первобытном обществе охотников и собирателей. И, кстати, все эти гермы, ларарии и "садака-камни" являются пережитками древнейшего социального "закона", который предписывает поделиться с ближним своим. О. Ю. Артёмова говорит, что охотник, отда-

mosika_901_00001

В данной связи мне вспоминается Рене Генон, который в конце своей жизни уехал из Франции в Каир и принял там ислам. Почему именно - ислам? Видимо, будучи традиционалистом, он знал и чувствовал, что больше всего древняя Традиция сохранилась в исламе. И "садака-камни" подтверждают это.

Tags: Традиция, жертвоприношение, ислам, камень, социология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Традиция” Tag

  • Культурная преемственность от Чатал-Хююка до Дельф.

    Из книги Моники Сьё и Барбары Мор " Великая космическая мать. Новое открытие религии Земли". Чатал-Хююк процветал между 6500 и 5650 гг. до…

  • Семья как древнейшая традиция.

    В любом современном обществе - будь оно хоть самым супер-пупер-постмодернистским - семья остаётся первобытной формацией. В узком семейном кругу…

  • О матриархальном "языке Традиции".

    Хороший текст из паблика " Колодец": "Во французском журнале "Elements" № 93 за 1998 год помещалось досье, посвящённое…

  • О "корнях" новогодней ёлки.

    В этих древних наскальных изображениях образ Богини сливается с образом Мирового Дерева. Наскальные изображения матерей-прародительниц Алтая и…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Хозяйка дома.

    Фигурки эпохи раннего неолита из Македонии, изображающие антропоморфизированный дом и хлебную печь ... Они символически приравнивают Женщину,…

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Семья как передаточное "звено" Традиции.

    Критикуя Дарвина, Б. Малиновский делает чрезвычайно важное замечание о семье. "В чём разница меж
ду родственными связями животных и людей;…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment