Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Садака-камни как пережиток древнейшего социального "закона".

Мой давний livejournal friend structor_16 в записи без темы выложил две фотки "садака-камней".

Садака-таши 1

Садака-таши 2

В Османской империи вплоть до начала 20-го века существовал обычай: на улицах устанавливались двухметровые колонны, так называемые "садака-камни". В верхних частях постаментов имелось небольшое углубление, куда любой прохожий мог положить немного денег. В любое время бедняки или остро нуждающиеся приходили к этим местам.

Эти камни мне напомнили древнегреческие гермы. Геродот утверждал, что гермы делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. Гермы часто размещали на рыночных площадях, так как на них изображали бога торговли Гермеса-Агорея («Рыночного»). С некоторыми из них были связаны местные легенды. Так в ахейском городе Фары на рыночной площади стояла герма, перед которой находился жертвенник. Вечером к герме приходили паломники, совершали жертвоприношение, после чего шептали в ухо Гермеса на герме вопрос. После этого паломник затыкал уши, уходил за пределы площади, и только после этого отжимал руки от ушей. Первое услышанное слово, по его мнению, и было ответом бога на заданный вопрос.

Так как гермы располагались ещё и вдоль оживлённых дорог, то гермы напоминают охотничьи избушки в Сибири. Там охотники всегда оставляют что-нибудь на "чёрный день". Это тоже своего рода жертвоприношение. И оно может спасти от голодной смерти заблудившегося человека, если он в лесу набредёт на избушку. В принципе, я полагаю, та же идея лежала и в жертвоприношениях возле герм. Какой-нибудь голодный путник обнаружит возле гермы лепёшку и возблагодарит богов. Боги же окажут свою милость тому, кто пожертвовал лепёшку.

А у древних римлян на улицах находились ларарии.

Ларарий

Обычно ларарии находились внутри частных домов, но были также и уличные ларарии.

lararium

"Помимо домашних ларов были еще и лары уличные, покровители улиц и перекрестков, а также отдельных районов города — «vici». Варрон рассказывает об интересном обычае в этой связи. Дело в том, что римляне редко праздновали пышные свадьбы. Обычно заключение брака состояло в скромной церемонии, частью которой была раздача трех бронзовых монет невестой. Одну монету невеста несла в руке и вручала ее жениху, вторую, спрятанную в башмаке, она подносила домашним ларам в своем будущем доме. Выйдя из нового дома, она направлялась к ближайшему уличному святилищу ларов и оставляла там третью монету, принесенную в специальном кошельке. Таким образом, невеста трижды препоручала себя защитникам: мужу, домашним богам и богам своего околотка" (Источник).

Понятное дело, что этой третьей монетой мог воспользоваться какой-нибудь человек, впавший в нужду.

structor_16 верно говорит, что благотворительность в той или иной форме всегда была. Даже в первобытном обществе охотников и собирателей. И, кстати, все эти гермы, ларарии и "садака-камни" являются пережитками древнейшего социального "закона", который предписывает поделиться с ближним своим. О. Ю. Артёмова говорит, что охотник, отда-

mosika_901_00001

В данной связи мне вспоминается Рене Генон, который в конце своей жизни уехал из Франции в Каир и принял там ислам. Почему именно - ислам? Видимо, будучи традиционалистом, он знал и чувствовал, что больше всего древняя Традиция сохранилась в исламе. И "садака-камни" подтверждают это.

Tags: Традиция, жертвоприношение, ислам, камень, социология
Subscribe

Posts from This Сommunity “Традиция” Tag

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Хозяйка дома.

    Фигурки эпохи раннего неолита из Македонии, изображающие антропоморфизированный дом и хлебную печь ... Они символически приравнивают Женщину,…

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Семья как передаточное "звено" Традиции.

    Критикуя Дарвина, Б. Малиновский делает чрезвычайно важное замечание о семье. "В чём разница меж
ду родственными связями животных и людей;…

  • С Рождеством Христовым!

    Художник Оксана Владимировна Архипова. "Рождественские колядки". Ещё в конце XX века, помню, у нас в деревне дети ходили колядовать. И…

  • О женщинах средневековой Исландии.

    Добротный текст от Ксении Кляксы, как раз в сегодняшнюю "скандинавскую" тему: "Средневековая Исландия была тем, что социологи…

  • О круглых и прямоугольных жилищах.

    "Этнографические и археологические материалы, происходящие из различных регионов мира, показывают, что с распространением осёдлости на смену…

  • Староевропейские корни веры в воскресение из мёртвых.

    Этих маленьких "могильных" кроликов иногда находят вместе с мёртвыми в некоторых частях Западной Иберии. Тот, что выше, взят из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment