Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О малой родине и большом Отечестве.

Станнер ввёл термир "estate" ("имение") для обозначения участков земли, которыми австралийские аборигены владели, и термин "range" (наиболее близкий русский аналог "пастбище" совершенно неприемлем, "кормовые угодья" звучит несколько лучше и уже много лет употребляется) для обозначения земли, которую люди использовали для добывания средств к жизни. И Станнер говорит, что не всегда, но во многих случаях кормовые угодья наследуются патрилинейно, а "имение" вместе с локализованными религиознми святынями - матрилинейно (от братьев матери). Хауит и другие ранние наблюдатели описали такие сочетания для Юго-Восточной Австралии, более поздние авторы ряд из них подтвердили, а некоторые новые, подобные, открыли.

Получается, что малая родина - матриархальна, а более обширные территории вокруг этого эпицентра - патриархальны. Дом, сад с огородом - матриархальны, а Отечество с лесами и полями - патриархально.

В общем и целом, понятно: женщина - "статична", её территория - дом и огород, она трудится на этой территории, и поэтому это её территория; мужчина - "мобилен", его территория - то, что называется "кормовыми территориями", он туда ходит охотиться, и поэтому это его территория.

А вообще, как говорит, О. Ю. Артёмова, "картина получается совершенно головоломная", когда мы пытаемся разобраться, who is who у австралийских аборигенов и что кому принадлежит. Ф. Каберри (ученица Рэдклиффа-Брауна) описала территориальную организацию аборигенов ряда общностей Кимберли как патрилинейную и патрилокальную - женщина идёт жить к мужу на его наследственной земле. В то же время она отметила особо, что мужчина часто живёт и охотится на "землях" своей матери, матери матери, мужа дочери, жены брата и собственной жены.

Кроме "владельцев" (owners) земельных участков у аборигенов были ещё "распорядители" (managers) тех же участков. Без их согласия нельзя было принять никаких серьёзных решений, касающихся распоряжения ресурсами данного участка, а иногда и его религиозными центрами. Как правило, это был участок патрилинейной десцентной группы матери "менеджера". Вот действительно головоломка: кому же принадлежит участок?

Но, возможно, вся эта запутанность происходит оттого, что европейские исследователи пытыются "натянуть" на аборигенов свои собственные стереотипы и клише? Может быть, к аборигенам вообще неприменимо наше представление о земельной собственности. Потому и "двоятся" эти представления в этнографических исследованиях.

Майерс пишет, что в течение года
mosika_901_00003

О. Ю. Артёмова говорит, что у австралийских аборигенов нигде не зафиксированы даже ритуалы инкорпорации пришельцев в общину, - всё происходило исключительно на семейном уровне. Зафиксированы лишь ритуалы приёма на стоянку.

mosika_901_00001

Ни о каком племени здесь и речи быть не может. Хозяевам стоянки не требовалась никакая санкция "соответствующих органов" - общинных или племенных, - на то чтобы принять в свою среду обитания пришельца; они это делали сами, самостоятельно; значит, "выше" над ними никого не было. А европейцы упорно приписывали австралийским аборигенам племенное устройство и наносили на карты "высосанные из пальца" племена, хотя это были вовсе не племена, а культурно-лингвистические общности.

У австралийских аборигенов бывает, что права на землю приобретаются совсем уж удивительным способом. Известно, что женщины перед зачатием ребёнка гуляют возле каких-нибудь священных скал или деревьев, или источников, где, по их поверьям, обитают духи. И потом, когда женщина рожает ребёнка, считается, что она его буквально "нагуляла" в той местности. И её ребёнок обладал всеми правами на ту землю, так как был связан с той территорией тотемами зачатия и рождения. Права по тотемам зачатия или тотемам рождения играли особенно большую роль в организации поземельных отношений пустынных районов Западной Австралии. Разумеется, права рождённых и зачатых распространялись (в той или иной мере) на их супругов, детей, а иногда и родителей.

Можно пофантазитовать, что случилось бы с Россией, если бы у нас права на землю приобретались бы подобным образом.
Tags: Австралия, матрилинейность, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “Австралия” Tag

  • Австралийские "старообрядцы".

    Б. В. Поршнев объяснял расселение первобытных людей по всему лицу Земли тем, что " им стало, несомненно, тесно в смысле трудности…

  • Экзогамные браки у австралийских аборигенов.

    "Каждое австралийское племя (по примерным данным, их было более 500) имело свою территорию и отличалось от других племён особым диалектом.…

  • Об "австралийской контроверзе".

    «Австралийская контроверза». Так была названа исследователем первобытного общества М. О. Косвеном загадочная ситуация у аборигенов…

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • Торговля и письмо.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" (Перевод с английского - Богайчука И.К., 1990 Prism Press, Unity…

  • Экономика каменного века (1).

    "Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжёлой, как будто…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments