Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о ликийцах.

"По свидетельству Геродота (История, I, 173), ликийцы называли своих детей не по отцу, как эллины, а исключительно по матери, отмечали во всех своих родословиях лишь предков по материнской линии и судили об общественном положении ребёнка исключительно по его матери. Николай Дамасский дополняет эти известия, отмечая исключительное право наследования дочерей, которое он возводит к ликийскому обычному праву — неписаному, то есть, по определению Сократа, данному самим божеством" (И. Бахофен. Материнское право).

Ликия

Ряд историков отождествляет ликийцев с термилами — переселенцами с Крита. Но, я считаю, это не столь важно, кто куда переселился - критяне в Анатолию или, наоборот, жители Анатолии на Крит, так как примерно 5 тыс. лет до н. э. имела место быть единая культурная (а может быть и единая культурно-лингвистическая [1]) общность от среднего течения Дуная до долины реки Инд. Собственно, то, что застал и описал Геродот, было "осколками" той самой общности.

"В ликийских надписях почётное положение ликийской женщины не вызывает сомнений. В ряде случаев жена сама сооружает гробницу и высекает на ней надпись для себя, для живущего с нею мужа и своих детей. Нам кажется, - говорит К. М. Колобова, - что в тех случаях, когда заботу о месте вечного погребения берёт на себя не муж, но жена, не жена входит в дом мужа, но муж в дом жены.

В одной из надписей свёкор допускает жену своего сына покоиться в гробнице при том условии, если она не расторгнет своего брака с его сыном. Следовательно, женщина в Ликии могла оставлять мужа по собственному желанию.
В некоторых случаях гробница сооружается для брата матери; в числе лиц, которым разрешено покоиться в гробнице, мы находим наряду с женой и сестру жены, мать жены, мать мужа и мужа дочери, молочную сестру жены вместе с её мужем, детей жены и т. д.

В одной надписи на ликийском языке гробница сооружена для брата матери и перечислены, по-видимому, предки по материнской линии. В другом случае некий Порпак, посвящая Аполлону статую, упоминает сначала имя своего отца Θρΰφις и затем дядю по матери, Пуриматеса; он сообщает далее имя жены (по-видимому, армянки), Тисевсембры, и затем имя её дяди по матери, гражданина Прианобада из дема Тлои.

Порпак и его жена перечислением материнского рода стараются подчеркнуть свои права на ликийское гражданство, поскольку, по свидетельству Геродота, гражданские права наследовались по линии материнского родства".

mosika_901_00001

"В Ликии уже и во времена Геродота не было матриархата, и большая часть ликийцев жила моногамными семьями с преобладающим отцовским правом. Но в отдельных родах исконной ликийской землевладельческой знати были законсервированы элементы матернитета в целях, может быть, в первую очередь экономических: ни сын, ни дочь не выходят из данного рода и, таким образом, сохраняют богатство рода как единого экономического целого. Первоначально этим целям служили внутриродовые браки двоюродных братьев и сестёр; позже это было распространено и на всех входящих извне путём брака в данный род.

Таким образом, за женским потомством данного рода сохранялась привилегия передачи детям наследственных прав своего рода. В дальнейшем процессе развития патриархальных отношений эти пережитки матриархата в среде ликийской знати были законсервированы как определённая политическая привилегия, как признак особой древности и знатности данного рода. Тем самым матрилинейный счёт родства, присвоенный только определённым кругам женщин, стал служить демаркационной линией между исконной знатью и демосом, из которого позже выделилась знать патриархального типа.
Нам кажется, - говорит К. М. Колобова, - что указание Геродота на наличие в Ликии 80 исконных ликийских семей, т. е. на существование 80 семейств исконной ликийской знати, имеет непосредственное отношение к его сообщению о ликийском матриархате. Условно говоря, в этих 80 семьях и сохранились пережитки материнского счёта родства, отличающие их от чужеземцев, «утверждающих, что они из числа ликийцев».

Аналогию сообщению Геродота мы находим в сообщении Полибия о матернитете потомков 100 семейств италийских локров. Наследственная знать этих локров, ограниченная пределами 100 семей, вела своё происхождение от женщин и соблюдала материнский счёт родства, в то время как остальные их сограждане жили по нормам патриархального счёта родства".

"Наряду с греко-римским приматом отцовства, - далее продолжает И. Бахофен, - здесь заявляет о себе иное семейное право, диаметрально противоположное ему как в своём основании, так и по внешней форме. Сопоставляя оба этих начала, мы сможем ещё ярче высветить своеобразные черты каждого из них. Подтверждением этой концепции послужило открытие родственных представлений у иных народов. Так, исключительному праву наследования дочерей, закреплённому ликийским законом, соответствует столь же исключительная обязанность содержания дочерьми престарелых родителей, предусмотренная египетским обычаем, как об этом свидетельствует Диодор [2]. И если такое правило, по всей видимости, лишь дополняет устройство системы ликийского права, то сохранившееся у Страбона (География III, 4,) известие о кантабрах ведёт нас ещё дальше, к новому следствию всё того же фундаментального представления: к обязанности сестёр наделять своих братьев имуществом и приданым. Но если все эти черты объединяются общей идей, то из них, сверх того, может быть сделан и самый общий вывод: они обосновывают убеждение, что материнское право — это достояние не какого-то отдельного народа, а определённой культурной ступени. Материнское право относится к более раннему культурному периоду, чем система, построенная на примате отцовства, и с победоносным утверждением последней полный и ничем не ограниченный расцвет материнского права начинает клониться к упадку. В соответствии с этим суждением формы гинекократического уклада проявляются, главным образом, у племён, противостоящих эллинским народам как старшее поколение; они являются существенным элементом той первобытной культуры, чей оригинальный облик столь же тесно связан с первенством материнства, как эллинская культура — с главенством отцовства. Эти основные положения, основанные на малом количестве фактов, в ходе дальнейшего исследования приобретут непреложную достоверность благодаря всё возрастающему притоку многочисленных свидетельств. Если локры приведут нас к лелегам, то вскоре за ними последуют карийцы, этолийцы, кавконы, аркадцы, эпейцы, минийцы, телебои, — и у всех у них материнское право и покоящаяся на нём цивилизация выступят в немалом разнообразии конкретных особенностей".

-------------------------------------------------------------------------
[1] Словарь Сундваля наглядно иллюстрирует несомненное языковое родство населения Лидии, Карии, Ликии, Памфилии, Писидии, Исаврии, Ликаонии и Киликии.

[2] Это свидетельство приводится не у Диодора, а у Геродота (История, II, 35). — Примеч. перев.
Tags: Анатолия, ликийцы, матрилинейность
Subscribe

Posts from This Сommunity “ликийцы” Tag

  • Немного о ликийцах (2).

    Говоря о ликийцах, надо прежде всего иметь в виду, что Анатолия в своё время являлась центром высокоразвитых земледельческих культур и…

  • О "столпе" Симеона Столпника.

    Симео́н Сто́лпник (около 390 — 2 сентября 459) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments