Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Бригита и Бригантия .

Оригинал взят у mazayka_urza в Бригита и Бригантия.

Бригита - дочь отца богов Дагда, богиня врачевания и плодородия, помогающая женщинам при родах.

Кельты Ирландии иногда под именем Бригиты подразумевают три женских божества, покровительствующие мудрости, искусству исцеления и кузнечному мастерству. Это вообще в традиции кельтов - утраивать образы своих великих богинь. Как, например, образ Морриган, богини войны, распадается на три – Бадб, Немайн и Маху.

В древнеирландском источнике, «Глоссарии» Кормака, говорится: «Бригит, то есть поэтесса, дочь Дагды. И эта Бригит – женщина мудрости, то есть богиня, которую обожают поэты. Вот почему её зовут богиней поэтов. Её покровительство очень велико и очень великолепно. Её сёстрами были Бригит-целительница и Бригит кузнечного дела, дочери Дагды».

С наступлением эпохи патриархата ирландцы сделали Бригит дочерью бога Дагды и женой Бреса, бога полуфоморского происхождения, некоторое время, после первой битвы при Мойтуре с племенем Фир Болг, стоявшего во главе Племен Богини Дану. Брес красив, но как всякий фомор деспотичен, и именно поэтому он скоро расстался со своим высоким положением. А тем временем Бригит подарила Бресу трёх сыновей. В таком качестве она упоминается в «Книге захватов Ирландии». Там же говорится о принадлежащих ей двух прекрасных быках, что представляет собой одно из свидетельств её покровительства скотоводству. В ирландской саге «Битва при Маг Туиред» Бриг приписывается изобретение плача по умершему (ирл. caoineadh). Когда погиб её сын Руадан, «выступила тогда вперёд Бриг и, крича и рыдая, принялась оплакивать сына. Никогда прежде не слыхали в Ирландии крика и плача». Также сообщается, что Бриг научила ирландцев по ночам подавать знаки свистом.

На севере Англии Бригиту почитают под именем Бригантия. Этой богине особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян.

Возможно, именно её Цезарь назвал Галльской Минервой.

Бригантия - богиня благосостояния, врачевания, войны и воды. Это указывает на общекельтскую основу богини и на древность традиции поклонения ей. Обе являются частью более крупной группы богинь, все из которых имеют сходные имена:

Бригита (Со. Килдэр, Ирландия)

Brigindona (Осе, Фр.)

Briginnenses (Бриньон, Фр.)

Bricta/Brixta (Люксей, Фр.)

Brigaciea Матрес (Пеньяльба-де-Кастро, Испания)

Многие из этих богинь были связаны с целебными водами (Bricta, Briginnenses), а позже святой Бригиттой.

В Ирландии бытует традиция зарывать у трёх ручьёв живого цыплёнка, дабы добиться расположения Бригиты [впоследствии христианской святой Бригиты]. Оттого её сближают с галльской Нантосвельтой, которая покровительствовала рекам и ручьям.

На самом деле, Бригантия имеет сложный образ. Она - богиня протектор, который даёт победу, целитель, и, возможно, небесная богиня.

Этимологически имя этой богини восходит, видимо, к индоевропейскому корню *bherĝh- ‘высокий; гора’. К тому же корню относится санскритское слово bṛhatī ‘высокая, величественная’, которое употребляется в качестве эпитета богинь в Ригведе. Аналогичное слово bərəzant- ‘высокий’ служит эпитетом богов в Авесте. Однако, возможно, что на это имя одновременно повлиял и другой индоевропейский корень – *bhrəĝh ‘светлый, блестящий’. В пользу этого говорит частая ассоциация богини со светом и белым цветом.

И она была важной богиней для римлян. Что показывают найденные статуи Бригантии.

Бригантия — ирландская Бригита. Римская статуя. Эдинбург, Национальный музей древностей Шотландии.


Сама статуя представляет собой сложное, синкретическое смешение атрибутов нескольких богинь. Двум благоприятствовал император Северус и его окружение – Деа Селестиа (или Таннит) и Минерва. Тот камень, что слева от Бригантии – это символ Танит. Копьё, щит и шлем указывают на Минерву. Крылья - атрибут богини победы Нике/Виктории. Башенная корона – атрибут божества-протектора Тихе/Фортуны.

С Танит, известной римлянам как Селеста, отождествили Юнону Регину. Казалось бы буйный синкретизм. Но все три богини известны тем, что были защитниками своего народа. Танит-Селеста – покровительствовала Карфагену, Юнона Регина изначально была покровительница Вейи, этрусского города-государства, поглощённого Римом.

Ещё находки статуй Бригантии.


Фрагменты бронзовой статуи II века до. н. э. По предположению учёных это кельтская богиня Бригантия / Бригита. Музей Бретани, Ренн, Франция.

Существует традиция представлять Бригиту птицей с человеческой головой, или тремя птицами - журавлями или петухами. Или, как в данном случае - на шлеме.


Голова Бригантии. Фото Daily Mail. Южный Шилдс (неподалеку от Ньюкасла, на развалинах старой римской крепости)

Эта головка по-прежнему имеет следы розовой краски на её лице, и красной на губах. На её головке башенная корона, что указывает на то, что она защитница города. Как у той знаменитой статуи из Эдинбурга. Находка была сделана во время раскопок на территории римской крепости Арбея. Крепость была предназначена для усиления защиты в месте, где Адрианов вал подходил к морю. Возраст скульптуры не менее 1800 лет. На камне искусно вырезаны глаза, нос, рот и причёска богини, голову венчает каменная корона.

Немало следов оставила эта богиня в топонимике Европы. Верхнее Боденское озеро в Альпах в римскую эпоху называлось Lacus Brigantinus. Упоминаются античными авторами притоки Дуная Brigah и Brege. Город Ла-Корунья на северо-западе современной Испании когда-то назывался Brigantium. На австрийском берегу Боденского озера находится город Брегенц (Bregenz), на юге Германии есть город Брайзах (Breisach), а в Провансе, недалеко от границы с Италией, город Бриансон (Briançon, в античности Brigantium). Птолемей сообщает, что в Ирландии, в районе графства Уотерфорд, жил народ Βρίγαντες. Более поздние ирландские источники там же помещают племя Uí Brigti «потомки Бригиты».

Бригит нередко противопоставляют её матери Ану (Дану).

В Шотландии даже в XIX веке сохранялся праздник, посвящённый La Bridenam brig ban ‘Бригите белых холмов’. Во время праздника одетые в белое девушки пели песни о Bride bhoildheach oigh nam mile beus ‘прекрасной Бригите, деве тысячи заклинаний’.

В Ирландии праздник Бригиты носил название Имбольк. Скорее всего, оно происходит от приставки imb- ‘вокруг’ и глагола folgaid ‘мыть’ и означает ‘омовение’. Во время праздника действительно производилось ритуальное омовение рук, ног и головы. Также предполагалось, что название праздника происходит от древнеирландского i mbolg ‘в животе’, что связывали с беременностью овец. Другое название праздника Oímelc составлено из слов oí ‘овца’ и melc ‘молоко’. По современному календарю праздник приходился на 1 февраля, когда начинали доиться овцы.

С приходом христианства в Ирландию поклонение Бригите не исчезло; она просто превратилась в одну из самых почитаемых ирландских святых – святую Бригиту Килдарскую. На месте её древнего святилища возник монастырь Cell Dara ‘храм Дуба’, совр. ирл. Cill Dara, англ. Kildare. Вокруг него сейчас одноимённый город. Праздник святой Бригиты всё так же отмечался 1 февраля. Согласно легендам, она помогала голодным, чудесным образом приумножая запасы пищи. Коровы Бригиты доились трижды в день, а пиво в кадушке не переводилось, сколько его не черпали. В Килдарском монастыре был и дуб, посвящённый святой Бригите, а также особое огороженное место, где горел священный огонь. Этот огонь непрерывно поддерживали 19 монахинь.


Сохранились истории об удивительных свойствах пламени Бригид. Говорили, что оно было освящено божественной благодатью, количество пепла от сожжённого дерева никогда не увеличивалось, даже при том условии, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Обычно девятнадцать монахинь присматривали за пламенем;  каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую следущую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила: “Бригид, храни свой огонь. Это - твоя ночь.”

Утром дрова находили сожжёнными и огонь продолжал гореть.

В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид (этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме "Добыча Аннуна", дыхание которых согревало волшебный котёл Подземного мира).
По свитетельству британского хрониста Гиральда Камбрийского (Giraldus Cambrensis, около 1146 — около 1223), автора труда «Топография Ирландии», мужчины, которые пытались пересечь ограду, сходили с ума, умирали или становились калеками. Ритуал поддержания женщинами-жрицами священного пламени напоминает культ римской богини Весты.


Святая Бригита доит корову. Рельеф с западного фасада храма святого Михаила близ Гластонбери.

Святой Бригите, как её предшественнице-богине, соответствовал белый цвет. В её честь белые одежды надевали члены «Общества объединённых ирландцев» из Килдэра во время восстания 1798 года. До сих пор белый цвет – традиционный цвет формы спортивных команд этого города. Популярность святой Бригиты была так велика, что в Ирландии появлялись её святые тёзки. Самая известная из них – святая Бригитта Килбридская. А всего ирландский историк XVII века Джеффри Китинг насчитал в средневековых ирландских источниках 14 святых с этим именем. Февральский праздник Бригиты отмечался в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. В этот день делали «кресты святой Бригиты» из тростника, а также сооружали фигуру, изображавшую Бригиту (Brídeóg), с которой устраивали шествие от дома к дому.


Крест Бригиты

Считалось, что Бригита в день Имбольк посещает и благословляет дома. Также в этот день устраивали гадания.

Tags: Бригантия, кельты, лики Богини, матриархат
Subscribe

  • Артемида из тропиков.

    В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди" ( М.: Политиздат, 1991) считает, что Артемида как бы "выпадает" из…

  • Любимая женщина.

    Вот и осень пришла... На деревьях с каждым днём всё больше жёлтых листьев... Джон Эверетт Милле. Осенние листья, 1856 г. Подумалось сегодня…

  • Озеола Маккарти

    Озеола Маккарти родилась в 1908 году в штате Миссисипи, США. Она была простой афроамериканской девочкой и всё детство мечтала стать медсестрой и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments