Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о массагетах.

Геродот говорит о ритуальном каннибализме массагетов:

"Если кто у них доживёт до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть — для них величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого‑нибудь недуга они не поедают, но предают земле. При этом считается несчастьем, что покойника по его возрасту нельзя принести в жертву" (История, I. 216).

Казахский исследователь Торегали Казиев говорит, что, по-видимому, Геродот записал эту историю со слов каких-то информантов, которые "слышали звон, да не знали, где он".

"И сегодня степняк может сказать: «...әкемнің асын бердік, етін жедік», что означает «...мы провели поминки по отцу, умершему год назад. Мясо, посвященное ему, ели». Но человек незнакомый с образностью казахского языка может перевести буквально: «...мы отцу ас дали, мясо его мы съели»!

И Геродот в своей «Истории» почти две с половиной тысяч лет назад так и пишет, что кочевники ели мясо своих стариков! Это о народе, который почитал старших как при жизни, так и после смерти – наше почитание аруахов (предков) тот же Геродот, те же греки считали почитанием богов!
"

Очевидно, такие же "непонятки" произошли и с т. наз. "гостевым браком". Любящие друг друга мужчины и женщины встречаются по ночам, а утром мужчины возвращаются к своим матерям. Начать общение может как парень, так и девушка, но только девушка позволяет парню посещать её ночью. Хотя отношения могут быть долговременными, мужчина никогда не переходит на постоянное жительство в дом женщины. Такая форма брачных отношений до сих практикуется у народности мосо в Китае. Строго говоря, мосо практикуют ту же серийную моногамию, что и женщины в цивилизованных обществах — они влюбляются, сходятся с мужчинами, затем расстаются и заводят новых, только это всё не отягощено имущественными отношениями, что, безусловно, плюс. Чтобы случайно не зашёл один из бывших мужей, у мосо практикуется выставление за порогом мужской обуви: если у входа в дом стоят ботинки, значит хозяйка дома "занята". Википедия говорит, что у касты наиров в Малабаре "муж ночевал у жены время от времени, при этом он оставлял оружие у дверей её комнаты, что служило предупреждением для тех её мужей, которые пришли бы позже".

Здесь надо подчеркнуть, что никакого промискуитета в "гостевом браке" не было. Даже если к женщине приходили по очереди несколько мужей, это вовсе не значило, что вообще любой мужчина мог запросто прийти и "поиметь" её.

Однако И. Бахофен использует именно эту форму брачных отношений, чтобы хоть чем-то подтвердить свою концепцию "гетеризма" (беспорядочных половых связей) в самый ранний период матриархата. Он пишет:

"На самой низкой ступени своего бытия человек совмещает полную свободу полового смешения с публичностью совокупления. Подобно животному, он удовлетворяет своё естественное влечение, не вступая в постоянную связь с определённой женщиной, и делает это на глазах у всех. Общность женщин и публичный характер совокупления с наибольшей достоверностью засвидетельствованы у массагетов (Геродот, История, I, 216): «Каждый из них берёт в жёны одну женщину, но пользоваться ею дозволено каждому. Ибо то, что эллины приписывают скифам, делают не скифы, а массагеты. Когда мужчина почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на её повозке, после чего спокойно сходится с этой женщиной». При этом он втыкает в землю свой посох (Геродот, История, IV, 172) — символ совершаемого им акта. Страбон (География, XI, 513) сообщает о массагетах следующее: «Каждый у них женится только
на одной женщине, но они пользуются и женами других мужчин, нисколько того не скрывая. Тот, кто хочет сойтись с чужой женой, вешает свой колчан на повозке и спит с ней совершенно открыто». Об этой публичности совокупления сообщает Зенобий [1] (Corpus paroemiographorum Graecorum. Ed. Ε. L. Leutsch et T. E. Schneidewin. Göttingen, 1839. Tomus I, p. 137. Cent. V): «Όρειοι Μασσαγέται έν ταις όδοίς πλησιάζουσι» [2]. У Геродота (История, I, 203) сказано: «μίξιν τε τούτων των ανθρώπων είναι έμφανέα, κατάπερ τοισι προβάτοισι» [3]. — С массагетами Геродот нередко сопоставляет и насамонов. Так, в Истории, IV, 172 сказано: «Обыкновенно у каждого из них бывает много жён, с которыми они совокупляются сообща. Сходясь с ними, они соблюдают тот же обычай, что и массагеты: втыкают свой посох в землю перед дверью». Фалькенер [4] предлагает исключить из текста слова «έπίκοινον αύτέων την μίξιν ποιευνται» [5] как позднейшую вставку. Однако сравнение с
приведёнными выше сообщениями о массагетах подтверждает их подлинность: и тут, и там говорится не только об общности женщин, но и о публичности полового акта".

Какая же это "публичность", если "втыкают свой посох в землю перед дверью"?

Да и сами эти ссылки на массагетов, о которых, кроме имени, ничего не известно, не внушают доверия. Никто даже толком не знает, где жили эти массагеты и какая археологическая культура им соответствует. Геродот писал: «Говорят, что массагеты — племя и большое и сильное», которое обитает на востоке, за рекой Аракс, напротив исседонов. И вот такую билиберду читаю я в Википедии про этих исседонов: "Геродот сообщал, что «одноглазые мужи-аримаспы» вытеснили исседонов из их страны, а те, в свою очередь, вытеснили скифов, по-видимому, с восточного на западный берег реки Дон. Однако ранее Геродот сообщал, что скифов вытеснили массагеты (да и самих массагетов причислял к скифам говоря, что «По мнению некоторых, массагеты — это скифское племя». А отсюда вытекает, что исседоны могли вытеснить и массагетов, равно как массагеты могли вытеснить скифов Ишкузы)." Тут чёрт голову сломит!

В общем, ни Геродоту с его одноглазыми аримаспами, ни Бахофену с его "гетеризмом" я не верю. Пока ещё у меня очень мало информации по "гостевому браку"; надеюсь, со временем найду соответствующие этнографические исследования. А пока собираем и анализируем то, что есть.

----------------------------------------------------------------
[1] Зенобий — софист первой половины II в. от Р. X., составитель сборника афоризмов. — Примеч. перев.

[2] Горные массагеты вступают в половые сношения на дорогах (др.-греч.) (Перевод П. И. Прозорова). — Примеч. перев.

[3] Совокупление у этих людей происходит совершенно открыто, как у скота (др.-греч.) (Перевод Г. А. Стратановского). — Примеч. перев.

[4] Людвиг Каспар Фалькенер (1715-1785) — нидерландский филолог-классик, один из выдающихся грецистов XVIII в. — Примеч. перев.

[5] С которыми они совокупляются сообща (др. -греч.). — Примеч. перев.


Tags: Бахофен, брак
Subscribe

Posts from This Сommunity “брак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment