Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

К социальному миру через "товарищество по жене".

Все мы знаем, что киевский князь Владимир женился на византийской царевне Анне. При этом вполне очевидно, что сама Анна вовсе не горела желанием выходить замуж за "тавроскифа". С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.» Понятное дело, что Анну выдавали замуж за варвара в политических целях: не станет же зять нападать на владения своего тестя. Таким образом, Анну как бы приносили в жертву ради умиротворения северных варваров.

Если покопаться в истории, то можно найти множество подобных примеров.

И, я думаю, не только цари и императоры отдавали своих дочерей замуж в целях умиротворения потенциальных врагов, но такие же обычаи существовали и у самых примитивных племён.

И. Бахофен приводит следующее известие о жителях Балеарских островов (Диодор, Историческая библиотека, У 18): «Есть у них и весьма странный брачный обычай. Во время свадебного пира с невестой первым соединяется старший из друзей и знакомых, а затем и все остальные в порядке старшинства, жених же бывает последним, кто удостаивается этой чести».

И вот как Бахофен комментирует этот обычай:

"Естественному закону материи узы брака чужды и даже враждебны. Исключительность брака ущемляет права Матери-Земли. Не для того Елена наделена всеми прелестями Пандоры, чтобы ею безраздельно владел лишь один мужчина. Нарушая супружескую верность и уходя вслед за прекрасным Александром в Илион, она не столько творит свою волю, сколько повинуется заповеди Афродиты и влечению женской природы. <...> Потому прежде вступления в брак женщина должна умиротворить оскорблённую Мать-Природу периодом свободного гетеризма и искупить целомудрие matrimonium временным распутством. Гетеризм первой брачной ночи, который мы наблюдали на примере авгильских, балеарских и фракийских женщин, покоится на этой идее: это жертва, приносимая вещественной матери-природе, чтобы примирить её с последующим целомудрием брака. Потому жених лишь в последнюю очередь удостаивается чести познать свою супругу — чтобы постоянно обладать женщиной, мужчина должен сперва предоставить её другим".

По-моему, сильно надуманное и натянутое объяснение. Намного более рациональным выглядит объяснение, согласно которому молодой муж делится своей женой с товарищами ради социального мира. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Зачем прибегать к насилию, если то же самое можно получить без насилия у друга на свадьбе?

Тем более, что сам же Бахофен чуть дальше пишет: "Принципу любви противостоит принцип вражды, и оба они достигают наивысшей меры развития. Объединение является здесь функцией женщины, разделение — мужчины. С этой точки зрения свобода половых отношений внутри отдельного рода представляется необходимым средством, позволяющим человеку на той стадии культурного развития создавать сколь бы то ни было крупные и устойчивые сообщества".

В качестве иллюстрации, подтверждающей верность данного тезиса, можно привести брачные обычаи чукчей.

"Источники XVШ-XIX вв. зафиксировали традицию обмена жёнами у чукчей. «Товарищество по жене» состояло в том, что мужчины заключали между собой договор дружбы, согласно которому каждый из них имел право на жену своего друга, т. е. по сути это был брачный союз между несколькими брачными парами. В этот союз входили люди, ведущие раздельно хозяйство и живущие на разных стойбищах, в него могло входить до 10 и более супружеских пар. Супружеские права осуществлялись сравнительно редко во время поездок на стойбище «товарища по жене». Каждый «товарищ по жене» брал к себе жену другого, жил с ней несколько месяцев и затем возвращал её мужу. Случалось, что он оставлял её у себя на более долгий срок или даже навсегда [Богораз-Тан В. Г. Чукчи. Социальная организация. Л., 1934. Ч. 1. с. 135-136].

"В конце XIX в. групповой брак охватывал значительную часть чукотских семей. Чаще всего членами такого брачного союза были двоюродные и троюродные братья, не жившие в одном стойбище, и люди, не связанные родством. Вступление в «товарищество по жене» оформлялось так же, как и настоящий брак: совершалось помазание кровью, жертвоприношения и т. д. «Товарищи по жене» считались принадлежащими к одному огню. Заключившие такой союз мужчины рассматривались как родные братья, общими становились их жёны и дети."

"В. В. Пуя, 19бб г. р., уроженец с. Конергино, вспомнил случай из детства, когда в тундре крепко поссорились и подрались два мальчика. Матери мальчишек поочерёдно ругали их, в конце концов объяснив, что они родственники, братья по крови. Информант, современный образованный мужчина, отвечая на вопросы о семейных обычаях, заключил: «Вообще у меня было ощущение, что и в посёлке и в тундре было товарищество, и это было для меня не удивительно. Никто просто не говорил об этом прямо, вслух, в основном намеками, шутили, указывая на этих людей».

Итак, мы видим, что в тундре было товарищество. Очевидно, к тому же идеалу общежития стремились и балеары. Кстати, и т. наз. "священная проституция" практиковалась в тех же целях поддержания социального мира. Объяснение Бахофена, будто тем самым женщины приносили жертву Матери-Земле, на самом деле, ничего не объясняет. Да, самопожертвование здесь налицо, и может быть жертва приносится на алтарь Афродиты, но только смысл жертвы совсем иной. Известно, что во время войн самой желанной добычей солдатни являются женщины осаждённого города. А здесь вавилонянки, предлагая себя иностранцам в рощах Милитты, тем самым как бы говорили: не надо воевать и кровь проливать, мы и так можем дать вам то, что вы желаете.
Tags: Бахофен, брак, смысл самопожертвования, социология
Subscribe

Posts from This Сommunity “брак” Tag

  • К вопросу о мегапоселениях Кукутень-Триполья.

    У TravelManiac прочитал Как знакомятся и женятся оленеводы в тундре. Часто на Дне оленевода знакомятся. И, что самое интересное, - " раньше…

  • Матриархальные отношения в "Песни Песней".

    "Песнь Песней" считается сборником свадебных обрядовых песен, записанных/дописанных в разное время. В обрядах долгое время сохраняются архаические…

  • Немного о массагетах.

    Геродот говорит о ритуальном каннибализме массагетов: " Если кто у них доживёт до глубокой старости, то все родственники собираются и…

  • К вопросу о "групповом браке".

    О. Ю. Артёмова говорит, что в обычаях пиррауру и пираунгару, бытовавших в лингвистических общностях диери и арабана (урабунна) австралийских…

  • Отработка за невесту.

    Отработка за невесту встречается обычно в матрилинейных обществах. Она предполагает длительную работу жениха в хозяйстве родителей невесты. Жених…

  • О женской инициативе в брачном выборе.

    Оксана Саидовна Мутиева в статье "ЖЕНСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЁРА В ТРАДИЦИОННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)"…

  • Левират и сорорат.

    Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа) — брачный обычай, по которому вдова была обязана вступить вторично в брак только с…

  • Матрилокальный брак – это...

    "Матрилокальный брак – это брак на территории жены. В сегодняшней Европе такой брак очень чётко выражен на Кипре: в семье рождается…

  • К вопросу о "беспорядочных половых отношениях".

    Довольно часто можно прочитать примерно такое: "Обычай предоставлять девушкам до замужества полную половую свободу тесно связан с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments