Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Luna и Lunus.

Любопытно пишет Бахофен об андрогинности "лунного" божества. Оно имеет и женскую (Luna) и мужскую (Lunus) природу. "По отношению к Солнцу луна есть женская материя, принимающая его семя; по отношению к нашей Земле она сама выступает в качестве испускающего семя мужчины-оплодотворителя. <...> Итак, по отношению к Солнцу Луна становится матерью, а по отношению к Земле — отцом всего рождённого <...> Оплодотворяющая сила Луны исходит не из неё самой — она получена ею от Солнца: лучи его изначального света наделяют низшую планету всякой жизнью. Солнце само входит в Луну и там разделяет ложе с принимающей его семя материей, подобно тому как, согласно Плутарху, у египтян Осирис совершает это с Исидой. В этом слиянии сам Осирис становится лунарным отцом, θεός Μήν, deus Lunus [1]. Здесь он облекается в вещественность Луны, принимает земную природу. Луч, наделённый сугубо бесплотной, высшей чистотой своего источника — Солнца, — в соединении с Луной приобретает материальную, плотскую природу, отчего утрачивает часть своего прежнего блеска и своей изначальной чистоты. Потому сама Луна считается у древних самым нечистым из небесных, хотя и самым чистым из земных тел. Находясь на границе между двумя мирами, она и соединяет, и разделяет их. Всё, что находится выше Луны, нетленно и вечно, подобно Солнцу, — всё, что находится ниже её, преходяще и тленно, как и всё рождённое из материи".

В этом что-то есть от "Тайной доктрины" Е. П. Блаватской (по молодости, было дело, я увлекался теософией) и от древних гностиков, но, в принципе, данная концепция не расходится с традиционными представлениями луны как быка-осеменителя.

Правда, сам Бахофен далее выстраивает чисто умозрительный концепт, который имеет много противоречий. Вопреки древнейшим мифам, в которых солнце отождествляется с женским божеством, он представляет солнце мужским источником духа.

"Солнце <...> бесплотно, всецело нематериально, нетленно и совершенно чисто. С его явлением связана идея духа и духовной жизни, подобно тому как c Луной — в каком бы образе та ни была представлена: мужском или женском, — связана идея материальной прокреации и телесного благополучия. Из трёх составных частей, образующих человека, древние возводили σώμα [2] к Матери-Земле, ψυχή [3] к Луне, самое же высокое, что у нас есть: νους [4], чистый божественный дух, — они возводили к Солнцу. Согласно Сапфо, от колёс солнечной колесницы Прометей зажигает факел бессмертного духа — тот огонь, который Энний в «Эпихарме« называет istic de sole sumptus ignis [5]. В телесном отношении Солнце оплодотворяет через посредство Луны, то есть, в качестве Лунуса, в духовном же отношении — без участия промежуточных ступеней, напрямую. Потому о рождении от Солнца свидетельствует не телесная, а духовная природа человека. Это высшее, небесное, божественное происхождение проявляется в его поступках. Величием своих деяний сыны смертных матерей являют себя силами света, чадами небесных отцов. Так возвышаются Геракл, Персей, Тесей, так возвышаются Энеады, восходя к высшей бессмертной природе света. Тем самым они освобождают всё человечество от уз безраздельной материальности, под властью которой оно до тех пор находилось. Они делаются основоположниками духовного бытия, превосходящего бытие телесное, нетленного, как само Солнце, дающее ему начало. Они становятся героями цивилизации, отличающейся мягкостью нравов и высотой устремлений, героями совершенно нового права".

Если послушать Бахофена, так можно прийти к ложному умозаключению, будто до наступления эпохи патриархата люди жили в пещерах и вообще не видели солнце. Ну да, в XlX веке примерно так и представляли древних людей, называя их троглодитами. Ныне эта устаревшая концепция ни в какие ворота не лезет.

Вызывает удивление и глорификация патриархата со стороны Бахофена. Может он забыл про эргастулы, бывшие необходимой принадлежностью каждого римского имения? В похожем на эргастул "зиндане" сидели Жилин и Костылин из рассказа Льва Толстого "Кавказский пленник".

"Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти, и спустили их в эту яму. Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, и ломота во всём теле стала; и всё стонет или спит. И Жилин приуныл, видит — дело плохо. И не знает, как выдраться".

Вот в таких "земляных тюрьмах" римляне пожизненно содержали своих рабов. Не всех, конечно, но многих, особенно тех, которых боялись. А Бахофен называет это "мягкостью нравов и высотой устремлений".

Свою чисто умозрительную, спекулятивную картину Бахофен завершает следующим "штрихом":

"Право небесных сил света, право отцовства, одержало победу над вещественным, теллурическим материнством. И вот сама женщина с готовностью склоняется перед высшей солнечной силой. Узнав в своём блеске отражённый свет, она воспламеняется любовью к превосходящей её духовной природе мужчины. Как Луна следует за Солнцем, так следует Ариадна за зачатым от моря Тесеем и приветствует в нём своего освободителя. Прежде Минос преследовал целомудренную Бритомартиду, а Афине приходилось терпеть домогательства Гефеста, Фетиде — Пелея, Анне Перенне — Марса, то есть, согласно с законом материи, мужчина жаждал насладиться женской плотью. Теперь же происходит смена ролей: женщина, ослеплённая высшей природой мужчины, подобно Ио, пораженной явлением Зевса, стремится к слиянию с ним и обретает в подчинении возлюбленному высшее удовлетворение. Лишь теперь отношение полов приводится в согласие с высшим космическим законом. Эту задачу выполняет Тесей. Он, аттический Геракл, предстаёт не только убийцей Минотавра, но и учредителем духовного отцовского права небесной силы света. То, что было начато на Крите, находит своё продолжение и исполнение в Аттике. Как гласит отныне поговорка, донесённая до нас Плутархом, «ничто без Тесея». В ней человек находит указание на предстательство верховной, небесной, духовной силы как на свой высший принцип".

Бахофен может кому-то другому вешать лапшу на уши насчёт "высшей, духовной природы мужчины", но я-то насмотрелся на наших мужиков за свою жизнь, и меня, старого воробья, на мякине не проведёшь.

душиловка за водкой

Не знаю, как он тут умудрился рассмотреть "небесную силу света"?

-------------------------------------------------------------------------
[1] Бог Луна (др.-греч., лат.). — Примеч. перев.

[2] Тело (др.-греч.). — Примеч. перев.

[3] Душа (др.-греч.). — Примеч. перев.

[4] Разум (др.-греч.). — Примеч. перев.

[5] Этот от Солнца взятый огонь (лат.). — Примеч. перев.
Tags: Бахофен, андрогин, луна, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “андрогин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments