Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Попытка Мак-Леннана объяснить экзогамию.

Ф. Энгельс в своей монографии "Происхождение семьи, частной собственности и государства" упоминает о Дж. Ф. Мак-Леннане.

"Мак-Леннан находит у многих диких, варварских и даже цивилизованных народов древнего и нового времени такую форму заключения брака, при которой жених, один или со своими друзьями, должен как бы насильственно похитить невесту у её родных. Этот обычай является, по-видимому, пережитком более раннего обычая, когда мужчины одного племени действительно насильно похищали себе жён на стороне, у других племён. Как же возник этот "брак-похищение"? Пока мужчины могли находить достаточно жён в своём собственном племени, для такого брака не было никакого повода. Но столь же часто мы находим, что у неразвитых народов существуют известные группы (в 1865 г. их ещё часто отождествляли с самими племенами), внутри которых брак запрещён, так что мужчины вынуждены брать себе жён, а женщины мужей - вне этой группы; между тем у других существует обычай, требующий, чтобы мужчины, принадлежащие к определённой группе, брали себе жён только внутри своей собственной группы. Мак-Леннан называет первые группы экзогамными, вторые - эндогамными и тут же, без дальнейших околичностей, конструирует резкую противоположность между экзогамными и эндогамными "племенами".

Мак-Леннан спрашивает далее: откуда произошёл этот обычай экзогамии? Представления о кровном родстве и кровосмешении не имеют к этому никакого отношения: это - явления, которые развиваются лишь значительно позже. Другое дело - широко распространённый среди дикарей обычай убивать детей женского пола тотчас же после рождения. Благодаря этому в каждом отдельном племени возникает избыток мужчин, ближайшим следствием которого неизбежно должно было явиться совместное обладание несколькими мужчинами одной женой - многомужество. Отсюда, по его мнению, следует, что известно было, кто мать ребёнка, но не известно, кто его отец, и поэтому счёт родства вёлся лишь по женской линии, а не по мужской. Это было материнское право. Вторым же следствием недостатка женщин внутри племени, - недостатка, ослабляемого, но не устраняемого многомужеством, - именно и был систематический насильственный увод женщин чужих племён
".

Значит, своих "тёлок" всех перебили (дикари, - что с них возьмёшь?!), и пошли воровать "тёлок" в соседнем племени. Но здесь, естественно, возникает вопрос: а почему же в соседнем племени также не перебили всех девчонок? Это что же получается: одни племена состояли из дикарей, а другие дикарями не были? И племена дикарей и не-дикарей располагались в шахматном порядке, чтоб дикарям удобно было таскать кур девок у не-дикарей?

Далее Энгельс пишет, что Мак-Леннан, по крайней мере, сам обращает внимание на "тот примечательный факт, что наиболее отчётливо выраженная форма" (мнимого) "похищения женщин распространена как раз у тех народов, у которых мужское родство" (то есть происхождение по мужской линии) "господствует" (стр. 140).

Вот это уже интересно. Это может свидетельствовать о том, что матриархат вовсе не являлся универсальной и всеобщей моделью общественного устройства архаических обществ. Что наряду с матриархальными (эндогамными) племенами существовали и патриархальные (экзогамные) племена, и последние воровали девок у первых.

Впрочем, я не особо верю в фемицид у первобытных людей. На чисто индивидуальном уровне он, конечно, возможен у всякого рода психов и фриков, но на коллективном уровне - вряд ли. По убеждению Марка Дайбла, именно равенство полов помогло человеку вырваться вперёд по сравнению с другими приматами. «Шимпанзе живут в агрессивных обществах, где всем заправляют самцы. В результате эти обезьяны видят в своей жизни слишком мало самцов-чужаков, чтобы научиться новым навыкам», — отмечает Марк.

Tags: экзогамия
Subscribe

Posts from This Сommunity “экзогамия” Tag

  • О духовных устоях матриархата.

    Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения , что идея…

  • О первобытном промискуитете.

    Такой авторитетный учёный, как И.С. Кон, утверждает, что «абсолютный промискуитет (полная неупорядоченность половых отношений) учёными нигде…

  • Материнский род у аканов.

    Многие народы тропической Африки сохранили традиционное общественное устройство, и мы, присматриваясь к их социальной организации, можем глубже…

  • Тотем и экзогамия.

    Вопрос стоит таким образом: кто в первобытном сообществе людей «запретил» заключение браков внутри своего коллектива [ 1] и какие силы…

  • О социальной сложности архаических обществ.

    ivanov_petrov в записи " Социальная сложность" говорит: " Ещё со времён чтения Л.Г. Моргана я запомнил удивительное…

  • Экзогамия выросла из табу на инцест.

    Бронислав Малиновский пишет: "Нет ни малейшего сомнения в том, что экзогамия коррелирует с запретом на инцест, что это просто расширение этого…

  • О происхождении экзогамии.

    Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения, что идея…

  • К вопросу о первобытном промискуитете.

    Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что обыденное…

  • Загадка экзогамии.

    В продолжение предыдущего поста, Ю. М. Бородай в своей монографии "Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments