Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Все реки текут... из смерти в жизнь перетекая.

Обычно называют пять рек, протекающих в подземном царстве Аида. Это Лета, Стикс, Ахерон, Кокитос и Флегетон. Но в поздних греческих мифах упоминается ещё и Эридан.

Говоря об Эриниях, И. Баховен указывает на то, что само их имя связано с Землёй.

"Как утверждает Цец (Схолии к Ликофрону), το ερι θ ή ερα значит «Земля». В латинском языке этому слову соответствует terra или (у Варрона) tera, а в немецком — Erde. Многочисленны слова, в которых повторяется этот корень, неизменно в том же значении. Эрехтей или Эрихтоний — рождённый Землёй, Эригона, Эридан — земной поток, упоминаемый Вергилием (Георгики, IV, 371) в числе тех подземных рек, которые Аристей видел глубоко внизу, в царстве теней".

Довольно любопытно проследить, как эта река "двоится" и "троится" в древнегреческом мифологическом сознании.

Где расположено царство теней? Конечно, в потустороннем мире. Но как представить себе этот потусторонний мир? Если мир, в котором мы живём, представить непрерывной линией, путём, дорогой (Via est vita - дорога - это жизнь), то разрыв этой линии будет означать смерть, "провал" в "подземелье". Конечно, это "подземелье" существует в неординарной реальности, иначе каждый спуск по эскалатору в метро был бы спуском в царство Аида. Неординарная реальность по отношению к реальности ординарной соотносится примерно как точка к линии, причём не просто точка, а точка "математическая", абсолютно бесплотная. Узреть её никак не возможно, она "выпадает" из нашей трёхмерной системы координат. Её как бы нет, но она всё же есть. Она существует в каждом человеке, как точка "выхода" из нашего мира и "входа" в мир потусторонний. Человек плывёт по реке своей жизни и не видит за излучиной реки свою точку "выхода", но она там реально существует. Может быть, она где-то далеко (если человек ещё молод и полон энергии), но она присутствует на "карте жизни", если взглянуть на эту "карту" сверху, из вечности, "глазами Бога".

Может быть, именно поэтому мифическая река Эридан, согласно античной географии, протекала где-то на крайнем Севере, вытекала из Рипейских гор и впадала в Океан.

Однако, в то же время Эридан (греч. Ηριδανός) — это небольшая речка в Греции, протекавшая через Древние Афины.

Интересно, да? В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" кузнец Вакула спрашивает у Пацюка, где же ему найти чёрта. А Пацюк отвечает кузнецу: "Тому не надо далеко за чёртом ходить, у кого чёрт за плечами сидит". Так и здесь: не надо искать вход в царство теней где-то далеко на Севере, прямо по центру Афин протекает та же речка, что и на Севере.

Кстати, и у древних египтян тоже текли два параллельных Нила - Нил земной, и Нил небесный.

Был свой Эридан и на древнем Крите. Д.С. Мережковский считал, что «имя самого Иордана занесено в Палестину с острова Крит, где племя Кидонов (Κύδωνες), как мы узнаём из Гомера (Одиссея III.292), обитало у светлых потоков Ярдана (Ἰαρδάνης)».

«Вдруг корабли разлучив, половину их бросил он к Криту,
Где обитают кидоны у светлых потоков Ярдана.»

Иардан, река Писатиды, упоминается Гомером и в «Иллиаде»:

«Около Фейских твердынь [мыс Фея], недалеко от струй Иардана»… (Ил. VII, 135)
На Крите не так много рек, и единственная, с которой можно отождествить «Ярдан» — это Иеропотамос (Ιερός Ποταμός, дословно, «Священная река»), самая большая река на острове. Кстати, с таким же названием (Ἰάρδανος, Ἰαρδάνης) была река и в Элиде (Ἦλις), на северо-западе Пелопоннеса.

Для египтян Нил был священной рекой. Неудивительно, что Иардан (Ἰάρδανος), главная река на Крите (который имел весьма тесные связи с Египтом), видимо, имеет то же значение (и этимологию) — «Священная река», что подтверждается позднейшей греческой адаптацией названия этой реки — Иерос Потамос (Ιερός Ποταμός, «Священная река»). Название реки на Ближнем Востоке — Иордан — единственно дошедшее до наших дней сакральное название «Священной реки».

Евреи название реки Иордан (Йарден) производят от слова «йерéд» (что значит «спускается», «падает») и названия источника Дан. Это подтверждается наличием рядом с истоком реки (на расстоянии полутора-двух километров) водопада.

Куда в конечном итоге «спускается», «падает» палестинская речка Иордан? В Мёртвое море. Лучшего аналога для "входа" в царство теней и представить нельзя.

Теперь становится особенно понятен смысл крещения Иисуса Христа в реке Иордан, да и вообще христианского крещения. Это есть "спуск" в царство теней. Особенно заметно это во время крещенских купаний, так как прорубь во льду для купания называется "иорданью". То есть, на православный праздник Крещения Господня все реки и водоёмы превращаются в Иордан - Эридан, священные воды которого "выпадают" из нашего мира и "впадают" в мир потусторонний.

купание в проруби

В этом смысле очень интересно всеобщее поверье о том, что купание в иордани в ночь на 19 января «полезно для здоровья». Мы знаем, что погружение в сон оказывает очень благотворное влияние на биологический организм. Говорят даже, что "сон - лучшее лекарство". И в то же время сон называют "малой смертью". В древнегреческой мифологии Гипнос и Танатос являются братьями-близнецами. Парадоксально, но оказывается, что мы как бы "подпитываемся" энергией, "причащаясь" во сне царству теней. И учёные говорят, что длительное лишение сна чревато летальным исходом. Значит, мы в очередной раз приходим к одному и тому же умозаключению: смерть как таковая является предпосылкой жизни, а жизнь, в свою очередь, вновь поглощается смертью.

Что тут нам ещё остаётся? Только процитировать Бхагавад Гиту:

Неизбежно умрёт рождённый,
неизбежно родится умерший;
если ж всё это неотвратимо —
зачем же горевать о неизбежном
?
Tags: Книга Мёртвых, вода, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments