Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Молчи, женщина! Твоё место на кухне.

Известный британский историк Мэри Бирд в своей книге-манифесте "Женщины и власть" говорит о том, что эпоха патриархата началась с затыкания рта женщинам.

Молчи, женщина!

"Я хочу начать с момента, почти совпадающего с рождением западной литературной традиции, с первого описанного в ней случая, когда мужчина приказал женщине «закрыть рот», сообщив, что её голос не должен звучать во всеуслышание. Я имею в виду ситуацию, увековеченную почти 3 000 лет назад в первых строках гомеровской «Одиссеи». Обычно мы воспринимаем эту поэму как эпическую историю Одиссея, повесть о приключениях и переделках, в которые попадал герой, возвращаясь домой с Троянской войны, пока жена Пенелопа верно ждала его дома, отвергая ухаживания претендентов и их настойчивые требования выбрать нового мужа. Но «Одиссея» в равной мере история Телемаха, сына главного героя и Пенелопы. Это история его взросления: за описанное в поэме время он из мальчика превращается в мужчину. И этот процесс начинается в первой песне, когда Пенелопа спускается из своей комнаты в большой зал дворца, а там перед толпой претендентов на её руку выступает певец, и поёт он о тех бедах и трудностях, которые претерпевают греческие герои на пути домой. Пенелопу его песня не веселит, и она при всех просит его запеть другую, не столь мрачную. И в этот момент вмешивается юный Телемах. «Мать моя, — говорит он, — лучше вернись-ка к себе и займися своими делами — пряжей, тканьём... Говорить же — не женское дело, а дело мужа, всех больше — моё; у себя я один повелитель» [Пер. В. Вересаева]. И Пенелопа уходит, скрывается в своих покоях.

Есть нечто странное в том, что желторотый юнец затыкает рот мудрой взрослой Пенелопе. Но эта сцена ясно показывает: там, где началась письменная хроника западной культуры, женским голосам в общественном пространстве звучать не давали. Более того, как показывает нам Гомер, неотъемлемая часть взросления мужчины состояла в том, чтобы научиться завладевать правом на публичную речь, не давая его женщинам.

В Античности публичное выступление и ораторство были не просто занятиями, не свойственными женщине: эти умения считались исключительно мужскими и определявшими саму суть маскулинности. Как мы видим в сцене с Телемахом, быть мужчиной (во всяком случае, знатным мужчиной) означало утвердить за собой право говорить. Публичное выступление было одним из — если не главным — атрибутов мужественности. Согласно знаменитому римскому лозунгу, знатный гражданин определялся как vir bonus dicendi peritus, то есть «достойный муж, искусный в речах». Женщина, выступавшая публично, в большинстве случаев женщиной не считалась. К женщинам, возымевшим смелость высказываться во всеуслышание, относились как к сумасбродным андрогинам вроде Амезии, защищавшейся от обвинений на Форуме, — да и они сами, очевидно, воспринимали себя так же". Источник.
Tags: Греция
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Немного о микенской культуре.

    Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием в Элладу степняков. Ныне большинство историков…

  • Кекропс.

    "Самым почитаемым и древним тотемом Аттики почитался не орёл, как можно было бы ожидать, а его извечный антагонист — змей. Змей (точнее…

  • Древнейшие храмы Эллады.

    Найджел Пенник пишет: "Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом…

  • "Двоеверие" в Элладе (2).

    В продолжение записи "Двоеверие" в Элладе. Характерным примером "наложения" позднейшего патриархального культа Зевса на более…

  • "Двоеверие" в Элладе.

    Найджел Пенник говорит, что " в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили…

  • "Священное оружие".

    Беотийский щит - один из наиболее узнаваемых предметов античного вооружения. Boiotia, Haliartos. Circa 400-375 BC. Boeotian shield decorated with…

  • Священная ярость афинских вдов.

    И. Бахофен в своём "Материнском праве" передаёт рассказ Геродота (История, V, 82-88) о вражде эгинцев с афинянами. Афиняне выступили в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments