Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Женская пятерица vs. мужской седмицы.

И. Бахофен в своём "Материнском праве" связывает число семь с Аполлоном, Афиной и Орестом в противоположность теллурически-лунарному числу пять.

"О связи Аполлона с числом семь, которое было особым образом посвящено этому дельфийскому богу, говорит множество свидетельств. Семь раз облетают поющие лебеди Пактола остров Делос; прежде чем раздаётся восьмая песнь, завершаются родовые схватки Латоны, и из её чрева появляется бог света. В память об этом событии мальчик Аполлон натягивает на свою лиру семь струн. Аполлон рождён в седьмой день месяца и ему посвящен каждый septimus lunae [1], торжественно отмечаемый мальчиками и юношами. Потому этот бог прозывается Έβδομαγέτης [2]. Седмица вообще посвящается Аполлону (Плутарх, Застольные беседы, IX, 3). В десятом Римском вопросе Плутарх рассказывает, что некогда Пифия изрекала свои оракулы лишь один день в году, а именно, в седьмой день месяца Бисия, позднее — в седьмой день каждого месяца. (Ср. Цензорин, О дне рождения, 14, Диоген Лаэртский, Платон, II, 3)".

И далее Бахофен замечает, что в Дельфах особое значение имела и пятерица, и что пятерица хронологически занимает там более древнее положение. Седмицу Бахофен сопоставляет с религией духа, а пятерицу - с религией материи. При этом дух у него связывается с девственностью, а материя - с плодородностью.

"Сочетание пятерицы и седмицы в Афине демонстрирует всю двойственность её природы. Под именем Квинты она предстаёт вещественной матерью, и в этом образе ей воздают почести на празднестве Квинкватрий, посвящённом её рождению (Варрон, О латинском языке, V, 3; Овидий, Фасты, III, 812; VI, 65; Лактанций, Божественные установления, I, 18, Светоний, Домициан, 4, Фест, О значении слов, Minusculae); как Септима же она — бесплотная дева, достигшая высшей природы света и рождённая в мир из головы Зевса. В образе Квинты она расположена к браку, как и материальная Луна, соединяющая в себе природу обоих полов. В образе же Септимы она — та высшая богиня, о которой Эсхил говорит: ко всему мужскому благосклонна, πλην γάμου τυχειν [3]. Тем самым она подобна Аполлону, которого называют expers uxoris, как и Афину — παρθένος [4]. Как носительница седмицы, она причастна чистой аполлонической природе света, воплощённой в своём первоисточнике — Солнце. Наделённая этой природой, она возвышается над материей и не стремится к прокреации, к погружению в вещество, а потому непорочна, не омрачена примесью материи, неподвластна переменам феноменального физического мира и царящему в нём закону смерти, но причастна природе монады, ближе всего к которой как раз и находится седмица. Минерва же, будучи пятерицей, есть материальная φύσις; подобно Луне, она жаждет оплодотворения, предана делу творения и причастна всем его переменам. Потому она одновременно является матерью как радостной, так и мрачной стороны природы: и жизни, и смерти, — однако преимущественно последней, ибо в зримом мире всякое становление служит лишь гибели". <...>

"Обобщая всё сказанное, мы ясно видим взаимосвязь седмицы с тремя важнейшими персонажами Эсхиловой Орестеи: Аполлоном, Афиной и Орестом — и можем оценить её значение для истории материнского права. В седмице происходит его преодоление. Как Септима, Афина являет себя истинной Νίκη, в том числе, и по отношению к Эриниям, ибо на руинах гибели древнего теллурического материнского права она приводит к победе аполлоническую, отцовскую силу света. Победа отцовского принципа над материнским может быть обозначена как триумф седмицы над пятерицей, а сама hebdomas по отношению к pemptas — как солнечное число. <...>

Седмица — это великая гармония космоса, порождаемая вращением этих сфер, символом которой служит семиструнная орфическая лира Аполлона. Во главе этой небесной процессии стоит Солнце — царь и владыка всех светил, как называет его Филон, — которое, присоединившись к шести остальным, довершает собою число семь. Уже в шестерице Афина преодолела пятерицу Эриний, седьмая же есть она сама. Точно так же и мать Аполлона должна претерпеть шесть родовых схваток, чтобы во время седьмой, — прежде, чем лебеди завершат свою песнь, — узреть, как на свет появляется её великолепный младенец. Шестерица приносит победу — в седмерице же принцип света достигает своей полноты. Так и Бог в день седьмый — в день γενέσιος του κόσμου [5], который поэтому называется τελεσφόρος [6], — почивает от трудов Своего творения, каждая часть которого была создана гармоничной и совершенной. В шести родовых схватках рождается мир — седьмая видит уже завершённое творение. <...>

Поэтому если Солон в своих элегиях столь высоко превозносит число семь — настолько, что иудей Аристобул приводит его строки, сохранённые Филоном, чтобы доказать повсеместное празднование седьмого дня творения (Филон, О сотворении мира, 35; Цензорин, О дне рождения, XIV, 9; Евсевый Кессарийский, Евангельское приготовление, XII, 12-13, Cembros. Epist. 6, 39; Müller о Филоне, с. 314), — то за этим не кроется никакой иной идеи, кроме той, что заключена и в трагедии Эсхила, то есть, прославления победы, одержанной Аполлоном, Афиной и Орестом над Эриниями, и достигнутого благодаря ей политического значения и духовной роли Афин.

Той же силой седмица наделена и в Риме. Будучи выражением отцовского солнечного принципа и, тем самым, началом, несущим благополучие земледельцу (Сервий, Комментарии к «Георгикам», 1,284), она особо близка самой природе этого семихолмного града, чьё могущество было основано на patria potestas [7]. Число pignora imperii [8] должно было составлять семь. Седмица как τελεσφόρος [9], absolutus, completus, rerum omnium nodus [10] служит порукой владычества над всей οικουμένη [11]. Отсюда septemgemina [12] Roma у Стация (Сильвы, I, 2, 191 и IV, 1, 6): Et septemgemino jactantior aethera pulset Roma jugo [13]. Как Солнце стоит во главе небесного воинства, так Рим возглавляет всё земное творение, даруя ему закон и право, устрояя его высший κόσμος, совершеннейшую гармонию. Плутарх (Римские вопросы, 69) связывает Септимонтий, праздник Агоналии, с завершением устройства города, их упоминают также Фест (см. выше), Варрон (О латинском языке, V, 3 и далее), Тертуллиан (Об идолопоклонстве, 10 и К язычникам, II, 15) и Светоний (Домициан, 4). Семь струн имеет та лира, которую, согласно Дионисию Галикарнасскому (Римские древности, VII, 72), позволялось использовать во время всех праздников и процессий. Septem curricula solemnia [14], семь яиц, семь дельфинов с самого начала были обычной принадлежностью цирковых игр (Авл Геллии, Аттические ночи, III, 30; Кассиодор, Варии, III, 51; Светоний, Домициан, 4). По соседству с цирком находится Септизоний (Публий Виктор, О регионах; Светоний, Тит, 1; Спартиан, Септимий Север, XIX, 35). Семь pagi в Вейях (Дионисий Галикарнасский, Римские древности, II, р. 118; V, 301, 305), двадцать одна триба (там же, VII, р. 469, Тит Ливий, История Рима, II, 21), двадцать один щит, который Муммий посвящает храму в Олимпии после завоевания Коринфа (Павсаний, Описание Эллады, V, 10), показывают septenarius numerus plenus et absolutus [15] одновременно и в его солярном, и в политическом, то есть, сопряжённом с властью значении. Подобным образом и Кассиодор (Варии, III, 51) соотносит все элементы цирка с солярным культом, неоднократно приписывает ураническое значение щитам, а само небо называет altisonum caeli clupeum [16]. И если о ludi plebeii [17], как правило, сообщается, что они совершались семикратно (Тит Ливии, История Рима от основания города, XXIX, 11,12: ludi patricii ter, plebeii septes instaurati [18]), то и это можно считать признанием совершенства гебдомады, которая в особенности соотносится с большими религиозными праздниками. То же самое можно утверждать и о septemviratus [19] в его различных приложениях, в особенности, о septemviri epulonum [20] (Авл Геллий, Аттические ночи, I, 12, 6; Лукан, Фарсалия, VI, 602; Плиний Младший, Письма, II, 11), о septem tabernae, septem aquae, septem ventus, septem Caesares [21], о выражении septembona brassica [22] (Катон, О земледелии, 157). Более того, гебдомада, словно врождённое число Рима, устанавливает границы римского царства, а основание города датируется первым годом седьмой олимпиады (Солин, I, 27). Мы далеки от того, чтобы пускаться здесь в углубленное исследование этого предмета. Достаточно и того, что нам удалось усмотреть в аполлонически-орестическом числе семь принцип отцовского права и идею политического господства, основанного на patria potestas в её противоположности материнскому праву Земли и лунарному числу пять".

Конечно, вся эта "нумерология" Бахофена имеет спекулятивный характер, потому что с привлечением обширного историко-культурного материала можно "надыбать" массу примеров на любое число, но всё же, я думаю, дыма без огня не бывает. Определённо, в этом что-то есть.

Жаль, что Бахофен столь много места уделил семёрке и столь мало - пятёрке, - она-то интересует меня больше всего. Дело в том, что я уже давно обратил внимание на отпечатки человеческих рук в пещерах. Наиболее известна в этом плане, наверное, аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (что в переводе с испанского и означает "пещера рук"). Подавляющее число "рук" выполнено "негативным" способом, когда ладонь прикладывается к стене, а краска распыляется сверху, например, через трубку, сделанную из полой кости. Больше встречается левых отпечатков, чем правых. Преобладают "руки" небольшого размера, что привело исследователей к мысли о подростковых инициациях. С предположением об инициациях согласуется и такой факт: на некоторых отпечатках отсутствуют фаланги пальцев. Подобные "калеченые" отпечатки связывают с обычаями ритуального увечья.

пещера

"Отпечаткам примерно 10 тысяч лет, среди них в основном левые ладошки мальчиков-подростков. Возможно, это входило в обряд инициации. Мальчики оставляли следы своих ладоней как знак своего возмужания" (Источник).

Почему это дожны быть обязательно мальчики, а не девочки, - я не знаю. Но не в этом суть. Суть в том, что здесь мы видим число пять (пять пальцев на руке). Это число Бахофен однозначно ассоциирует с эпохой матриархата. То, что пятерица - "женское" число, доказывается ещё и тем, что здесь в основном левые ладошки, а левая сторона всегда, во всех культурах, соотносилась с женским принципом.

Женская символика в глубине пещер косвенно свидетельствует о том, что люди, жившие в те времена, строили свои общественные отношения, исходя из женских принципов. То есть, на этом основании мы можем предполагать существование матриархальных обществ.

В продолжение темы см.: Пятница - "женский" день.


---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Седьмой день месяца (лат.). — Примеч. перев.

[2] Владыка седьмого дня (др.-греч.). — Примеч. перев.

[3] Только брак мне чужд (др.-греч.). — Примеч. перев.

[4] Дева (др.-греч.). — Примеч. перев.

[5] Рождения мира (др.-греч.) Ср. Филон Александрийский, О сотворении мира, 89. — Примеч. перев.

[6] Приносящий завершение (др.-греч.). Ср. Филон Александрийский, О сотворении мира, 102. — Примеч. перев.

[7] Отцовской власти (лат.). — Примеч. перев.

[8] Залогов господства (лат.) — семь объектов, гарантирующие мощь Рима. — Примеч. перев.

[9] Приносящая завершение (др.-греч.) — Примеч. перев.

[10] Абсолютная, полная, узел всех вещей (лат.). — Примеч. перев.

[11] Вселенной (др. -греч.). — Примеч. перев.

[12] Семихолмный Рим (лат.). — Примеч. перев.

[13] И да бьёт горделивее Рим в небеса своей семихолмной вершиной (лат.). — Примеч. перев.

[14] Семь кругов торжества (лат.). — Примеч. перев.

[15] Число семь полным и абсолютным (лат.). — Примеч. перев.

[16] Звенящий с высоты щит неба (лат.). — Примеч. перев.

[17] Плебейских играх (лат.). — Примеч. перев.

[18] Игры патрициев были повторены трижды, а плебейские — семь раз (лат.). Неточность автора — у Тита Ливия (XXIX, 11,12): «Римские игры были повторены трижды, а плебейские — семь раз». — Примеч. перев.

[19] Септемвират (лат.). — Примеч. перев.

[20] Семи эпулонах (лат.). Эпулоны — члены одной из четырёх великих римских жреческих коллегий. Коллегия эпулонов была образована в 196 году до н.э. по предложению народного трибуна Гая Лициния Лукулла для проведения священных пиров в честь трёх капитолийских богов, что ранее было обязанностью понтификов. Членство в коллегии было доступно в том числе и плебеям и было совместимо с другими общественными должностями.— Примеч. перев.

[21] О семи лавках, семи водах, семи ветрах, семи Цезарях (лат.). — Примеч. перев.

[22] Семь благ капусты (лат.). — Примеч. перев.
Tags: Бахофен, Греция, римляне, символика
Subscribe

Posts from This Сommunity “символика” Tag

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Каменные "бабы".

    Автор блога Old European culture говорит, что " в христианских хрониках 13 века язычников называли «бабуни», вероятно, потому,…

  • Печать из Хараппы.

    Эта печать из Хараппы была обнаружена в Раджастане несколько лет назад ... Она из времени, когда Индо-Хараппская цивилизация находилась на…

  • О скипетрах (2).

    Я уже говорил о скипетрах как инсигниях власти арийского паханата. Автор блога Old Eurupean culture также затрагивает эту "щекотливую"…

  • Не просто - ямки.

    Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" рассказывает про "толстенные горшки типа эртебёлле, знаменующие…

  • О символике синего цвета.

    merjanin в Арья Альквист. Откуда есть пошел Синий камень? говорит, что Синий камень на Плещеевом озере и другие подобные…

  • Древние петроглифы.

    Old Arabia ·Old rock carvings in AlUla. Photo by @DiscoverAlUla Интересные антропоморфные изображения в виде русской буквы…

  • Тайна красного цвета.

    Археологи находят красную охру при раскопках верхнепалеолитических захоронений. Охра наносилась не только на тела умерших людей, но ею раскрашивалась…

  • У истоков творчества.

    В пещерах Франко-Кантабрии часто встречаются рисунки из кривых линий, которые покрывают стены пещер иногда на очень значительной площади. Так, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment