Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сказ про то, как Тесей умертвил "педагога".

Бой Тесея с Минотавром. Иллюстрация из книги 1888

Добольно интересные подробности я обнаружил в "Материнском праве" И. Бахофена, позволяющие интерпретировать легенду о Минотавре в несколько ином ключе.

"В Дельфиний [1] — храм, в котором перед отбытием на Крит Тесей принёс на алтарь божества священную оливковую ветвь, обёрнутую в белую шерсть, — родители ежегодно посылают на поклонение одних только дочерей, чтобы и те, как некогда посоветовал аттическому герою сам Аполлон, избрали своей путеводительницей Афродиту. — Господство женщины с особой очевидностью проявляет себя в празднестве Осхофорий [2]. В этот день юноши облачаются в женские одежды и украшения. В праздничном обряде участвуют также и женщины, именуемые «дипнофорами» [3]; согласно поверьям, они представляют матерей тех детей, которых некогда по жребию оправляли на Крит. Далее, углубляясь в описание обстоятельств, связанных с этими празднествами, Плутарх и другие авторы сообщают, что участвовать в жертвоприношениях этим женщинам было дозволено потому, что при отъезде своих детей они приносили им хлеб и прочую снедь. Во время праздника было также принято рассказывать сказки — в память о тех матерях, которые поступали так же, отправляя детей на Крит, чтобы утешить и ободрить их. Это народное поверье важно лишь тем, что оно опирается на воспоминания о древнейшей, господствовавшей ещё до Тесеевых времён, гинекократии".

Ну вот, здесь говорится, что матери отправляли детей на Крит, в то время как легенда о Минотавре рассказывает, будто на съедение чудовищу бросали присылаемых из Афин семь девушек и семерых юношей. Здесь, скорее всего, произошла та же историческая аберрация, что и в случае с "кровожадным" Молохом. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). Однако еврейские пророки, выступая против древнесемитских обрядов посвящения, в пылу полемики, клеймили участников этих обрядов, "проводящих своих детей через огонь", как детоубийц (Подробнее см.: О "кровожадном" Молохе и жертвоприношении детей). Очевидно, и в Элладе, таким же образом, со временем, возникла легенда о пожирании детей Минотавром. А потом и про детей забыли, и появились юноши и девушки.

На острове Крит существовал религиозный центр, куда и отправляли отобранных по жребию детей. Скорее всего, это были девочки двенадцати или тринадцати лет. И здесь можно предположить, что они там проходили обучение в школе-интернате. Это обучение давало им какие-то важные преимущества и права в дальнейшей жизни, после их возвращения в Элладу. Может быть, из них составлялось ядро жреческих коллегий. А почему бы и нет? Духовная семинария на Крите. Только не для мальчиков, а для девочек. В таком случае, Минотавр, поедающий людей, это "пугало", появившееся во времена религиозной "перестройки" в Элладе.

Демонизация старых культов явление повсеместное и вполне привычное. Достаточно посмотреть на нашу Бабу Ягу, в какое чучело её превратили за время существования христианства. Хотя в ней тоже просматривается древняя "учительница". Владимир Пропп увидел сходство Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребёнок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке.

ДОПОЛНЕНИЕ.

Вот как комментирует Ю. В. Андреев изображение на "кубке принца" из Айа Триаде.

кубок 1
Рис. 1

кубок 2
Рис.2

"Это сте­а­ти­то­вый сосуд из «цар­ской вил­лы» в Айа Три­а­де, извест­ный в нау­ке под услов­ным обо­зна­че­ни­ем «кубок прин­ца» или, в дру­гом вари­ан­те, «кубок вождя» (chief­tain cup). Стен­ки сосуда укра­ша­ет рельеф­ная ком­по­зи­ция, состо­я­щая из двух, сюжет­но, по-види­мо­му, свя­зан­ных меж­ду собой сцен, общий смысл кото­рых по-раз­но­му объ­яс­ня­ет­ся раз­ны­ми авто­ра­ми. А. Эванс, посвя­тив­ший это­му заме­ча­тель­но­му про­из­веде­нию клас­си­че­ско­го миной­ско­го искус­ства несколь­ко стра­ниц вто­ро­го тома сво­ей кни­ги, был убеж­дён, что муж­ская фигу­ра с длин­ны­ми воло­са­ми и жез­лом или, может быть, копьём в пове­ли­тель­но вытя­ну­той впе­рёд руке, кото­рую мы видим на одной из этих сцен (как пра­ви­ло, имен­но она и вос­про­из­во­дит­ся на фото­гра­фи­ях и про­ри­сов­ках куб­ка), изо­бра­жа­ет «юно­го миной­ско­го прин­ца», кото­рый, стоя перед ворота­ми сво­ей рези­ден­ции (на неё ука­зы­ва­ет столб или сте­на из пря­мо­уголь­ных бло­ков, замы­каю­щая сце­ну с пра­вой сто­ро­ны), отда­ёт рас­по­ря­же­ния «офи­це­ру сво­ей гвар­дии» (рис. 1). Почти­тель­но вытя­нув­ший­ся перед сво­им пове­ли­те­лем «офи­цер» дер­жит в одной руке меч, а в дру­гой — зага­доч­ный пред­мет, кото­рый Эванс ква­ли­фи­ци­ро­вал как «очи­сти­тель­ное кро­пи­ло» (lustral sprinkler), соот­вет­ст­ву­ю­щее так назы­вае­мо­му as­per­gil­lium рим­ских пон­ти­фи­ков. В его пони­ма­нии меч и кро­пи­ло были на Кри­те дву­мя глав­ны­ми атри­бу­та­ми и сим­во­ла­ми вер­хов­ной вла­сти царя-жре­ца, одно­вре­мен­но свет­ской и духов­ной. Стран­ное толь­ко на пер­вый взгляд при­сво­е­ние боги­ней цар­ских рега­лий, по мыс­ли Эван­са, ста­но­вит­ся вполне объ­яс­ни­мым, если пред­по­ло­жить, что она почи­та­лась на Кри­те как небес­ная или, может быть, под­зем­ная покро­ви­тель­ни­ца царя-жре­ца, а он — как её вице­ре­гент на зем­ле.

К сожа­ле­нию, заме­ча­тель­ный англий­ский архео­лог не счёл нуж­ным рас­ста­вить все точ­ки над i, и смысл сце­ны, пред­став­лен­ной на сосуде из Айа Три­а­ды, остал­ся нерас­кры­тым. Не полу­чи­ла сколь­ко-нибудь убеди­тель­но­го объ­яс­не­ния так­же и вто­рая часть рельеф­ной ком­по­зи­ции, нахо­дя­ща­я­ся на дру­гой сто­роне сосуда и изо­бра­жаю­щая трёх муж­чин, обла­чён­ных в стран­ные широ­кие оде­я­ния вро­де кав­каз­ских бурок (рис. 2). Бег­ло упо­мя­нув об этой сцене в дру­гой гла­ве того же II тома «Двор­ца Мино­са», Эванс пред­по­ло­жил в свой­ст­вен­ной ему экс­тра­ва­гант­ной мане­ре, что оде­я­ния эти пред­став­ля­ют собой не что иное, как шку­ры афри­кан­ских сло­нов, достав­лен­ные юны­ми охот­ни­ка­ми на Крит и, види­мо, пре­под­не­сён­ные в дар царю".

И далее Ю. В. Андреев пересказывает инте­рес­ную гипо­те­зу, выдви­ну­тую дву­мя иссле­до­ва­те­ля­ми: аме­ри­кан­цем Келем и шве­дом Зефлун­дом. "Оба они при­хо­дят к выво­ду, что сце­на, пред­став­лен­ная на куб­ке из Айа Три­а­ды, в обе­их сво­их частях изо­бра­жа­ет цере­мо­нию ини­ци­а­ции или посвя­ти­тель­ный обряд, совер­ша­е­мый над маль­чи­ка­ми-под­рост­ка­ми их пред­во­ди­те­лем-юно­шей или моло­дым муж­чи­ной, стар­шим и по воз­рас­ту, и по сво­е­му соци­аль­но­му ста­ту­су. И Кель, и Зефлунд в рав­ной мере опи­ра­ют­ся в сво­ей аргу­мен­та­ции на извест­ный пас­саж из «Гео­гра­фии» Стра­бо­на (X. C. 482—484), повест­ву­ю­щий со слов Эфо­ра о вос­пи­та­нии под­рас­таю­ще­го поко­ле­ния у крит­ских дорий­цев и об их любов­ных обы­ча­ях. При этом Зефлунд ори­ен­ти­ру­ет­ся в боль­шей сте­пе­ни на первую часть это­го рас­ска­за, в кото­рой речь идёт пре­иму­ще­ст­вен­но о жиз­ни маль­чи­ков в так назы­вае­мых «аге­лах», тогда как Кель уде­ля­ет гораздо боль­ше вни­ма­ния вто­рой его части, посвя­щён­ной курьёз­но­му обы­чаю умы­ка­ния маль­чи­ков их уже взрос­лы­ми воз­люб­лен­ны­ми. В соот­вет­ст­вии с этим суще­ст­вен­но раз­ли­ча­ют­ся и интер­пре­та­ции сце­ны на куб­ке, пред­ла­га­е­мые каж­дым из этих авто­ров в отдель­но­сти. В пони­ма­нии Келя, созда­тель куб­ка хотел изо­бра­зить эпи­зод ода­ри­ва­ния похи­щен­но­го маль­чи­ка (так назы­вае­мый «офи­цер») его воз­люб­лен­ным — моло­дым ари­сто­кра­том (так назы­вае­мый «принц»). По сло­вам Эфо­ра, после про­дол­жав­ше­го­ся око­ло двух меся­цев сожи­тель­ства где-нибудь в лесу за горо­дом похи­ти­тель дол­жен был пода­рить похи­щен­но­му воин­ское оде­я­ние, чашу и быка. Как пола­га­ет Кель, в сцене на куб­ке таки­ми дара­ми могут счи­тать­ся меч и пред­мет, напо­ми­нав­ший Эван­су кро­пи­ло, в руках у «офи­це­ра», а так­же шку­ры трёх, оче­вид­но, уже при­не­сён­ных в жерт­ву быков, кото­рые несут на сво­их пле­чах юно­ши, изо­бра­жён­ные на том же сосуде, но с дру­гой сто­ро­ны. Интер­пре­та­ция, пред­ло­жен­ная Зефлун­дом, про­ще и в целом прав­до­по­доб­нее. В его пред­став­ле­нии, две фигу­ры, про­ти­во­сто­я­щие друг дру­гу в основ­ной сцене, изо­бра­жа­ют соот­вет­ст­вен­но юно­шу — пред­во­ди­те­ля аге­лы («офи­цер») и его непо­сред­ст­вен­но­го началь­ни­ка («принц»), отдаю­ще­го рас­по­ря­же­ния отно­си­тель­но толь­ко что при­ня­тых в аге­лу нео­фи­тов (фигу­ры, заку­тан­ные в бычьи шку­ры, в дру­гой части той же ком­по­зи­ции)".

Так что, очевидно, инициации мальчиков-подростков на минойском Крите имели место быть.


---------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Храм Аполлона-Дельфиния, находившийся в восточной части Афин. — Примеч. перев.

[2] Праздник, совершавшийся в октябре после сбора винограда и маслин. Считалось, что именно в этот день Тесей вернулся в Афины с Крита. — Примеч. перев.

[3] От δειπνοφόροι (др.-греч.), «приносящие обед». — Примеч. перев.
Tags: Баба-Яга, Бахофен, Крит, инициация
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • Артемида из тропиков.

    В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди" ( М.: Политиздат, 1991) считает, что Артемида как бы "выпадает" из…

  • Мужские тайные общества как альтернатива "женскому миру".

    В. В. Грибовский в статье Концепция волшебной сказки В. Я. Проппа и проблема историзма ногайского эпоса говорит, что В. Я. Пропп во многом следовал…

  • Дольмены и дети.

    Н.И. Бондарев, Т.А. Бондарева в статье " НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЬМЕНОВ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА" выдвигают довольно экстравагантную версию о…

  • О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что "в…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Сапфо и женская инициация.

    Т. Г. М ЯКИН в статье " «МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ" говорит, что Платон, согласно сообщению…

  • Африканская краса, длинная коса.

    В продолжение темы о креативных женских причёсках. На севере Намибии, в Овамболандии [ 1], живут племена Нганджера, Квалуудхи. В прошлом причёски,…

  • О посвящении в колдуны.

    Н. А. Криничная в своей статье "ПОСВЯЩЕНИЕ В КОЛДУНЫ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ О ПЕРЕДАЧЕ-УСВОЕНИИ…

  • Любовь и самореализация.

    Автор статьи " Кризис семьи и постпатриархат в РФ (часть 1/2) — Семья и гендер от своего зарождения до упадка в Европе" верно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment