Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Околица.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%A3_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpeg
Зима. У околицы. Г. Кондратенко, 1883

Из Википедии: Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни.

Околица была важной границей, разделяющей мир человека и мир природы, организованное пространство и принадлежащее стихиям пространство. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебные человеку существа и силы перейти её не могут.

На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год.

У славян существовал обряд, во время которого сохой проводят замкнутую борозду вокруг села как в профилактических целях для защиты от заразных болезней (особенно от чумы и холеры), мора скота, демонов и стихийных бедствий, так и в очистительных и отгонных целях — для прекращения эпидемии и эпизоотии и изгнания болезни за пределы опахиваемого пространства.

русской традиции опахивание обычно применялось лишь в экстренных случаях, например при падеже скота, эпизоотии или эпидемии. Для того, чтобы в определённое поселение не зашла «коровья смерть» или любая другая зараза, необходимо реактуализировать его границы. Для этого обычно собиралась группа из незамужних девиц и вдов. Ритуал никто не должен был видеть, особенно мужчины (подглядывающих ждало жестокое наказание). Участницы ритуала (нередко раздетые) запрягались в плуг и проводили борозду, квадратом опахивая селение. Впереди процессии несли кадило и икону св. Власия Севастийского — «скотьего бога».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8B.jpg
«Выпахивание» холеры во время эпидемии. Окрестности Екатеринославля. XIX век

Здесь нужно обратить внимание на то, что обряд опахивания совершают исключительно женщины. Спрашивается, - почему? Мужики в деревне есть, но они смотрят на баб со стороны и не помогают им. Они чувствуют себя при этом как посторонние гости или как чужаки. Ну да, чужаки они и есть. Ибо пространство внутри околицы - это изначально "женское" пространство, и здесь, со времён матриархата, негласно действует "женский" закон, материнское право. Поэтому женщины и защищают то, что им принадлежит по праву. А "мужское" пространство начинается сразу за околицей, - это поля и леса, где обитает разнообразная "дичь". Там же, вместе с "дичью", обитает и всякая "нечисть" наподобие Соловья Разбойника. Оттуда же приходят и всякие заразы типа "коровьей смерти". Естественно, мужчины не могут противостоять этой смерти, так как они с ней - "одного поля ягоды". Поэтому они и не участвуют в обряде опахивания деревни.

mosika_901_00001

Tags: ритуал, русские
Subscribe

  • Последний мегалитический ритуал в Европе?

    Автор блога Old European culture пишет: "Белорусская сельская местность усеяна большими одиноко лежащими камнями. Многие из этих камней…

  • Три грации.

    Этот снимок сделал немецкий фотограф Асмус Реммер, служивший во время Второй мировой в вермахте. Калужская область, зима 1942-1943 гг.

  • Матушка Расея.

    Крестьянки с граблями. А мужик - без граблей. Девушки Нижегородской губернии. Конец 1870-х. Жители Нижегородской губернии. Конец 1870-х.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments