Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Околица.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%A3_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpeg
Зима. У околицы. Г. Кондратенко, 1883

Из Википедии: Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни.

Околица была важной границей, разделяющей мир человека и мир природы, организованное пространство и принадлежащее стихиям пространство. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебные человеку существа и силы перейти её не могут.

На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год.

У славян существовал обряд, во время которого сохой проводят замкнутую борозду вокруг села как в профилактических целях для защиты от заразных болезней (особенно от чумы и холеры), мора скота, демонов и стихийных бедствий, так и в очистительных и отгонных целях — для прекращения эпидемии и эпизоотии и изгнания болезни за пределы опахиваемого пространства.

русской традиции опахивание обычно применялось лишь в экстренных случаях, например при падеже скота, эпизоотии или эпидемии. Для того, чтобы в определённое поселение не зашла «коровья смерть» или любая другая зараза, необходимо реактуализировать его границы. Для этого обычно собиралась группа из незамужних девиц и вдов. Ритуал никто не должен был видеть, особенно мужчины (подглядывающих ждало жестокое наказание). Участницы ритуала (нередко раздетые) запрягались в плуг и проводили борозду, квадратом опахивая селение. Впереди процессии несли кадило и икону св. Власия Севастийского — «скотьего бога».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8B.jpg
«Выпахивание» холеры во время эпидемии. Окрестности Екатеринославля. XIX век

Здесь нужно обратить внимание на то, что обряд опахивания совершают исключительно женщины. Спрашивается, - почему? Мужики в деревне есть, но они смотрят на баб со стороны и не помогают им. Они чувствуют себя при этом как посторонние гости или как чужаки. Ну да, чужаки они и есть. Ибо пространство внутри околицы - это изначально "женское" пространство, и здесь, со времён матриархата, негласно действует "женский" закон, материнское право. Поэтому женщины и защищают то, что им принадлежит по праву. А "мужское" пространство начинается сразу за околицей, - это поля и леса, где обитает разнообразная "дичь". Там же, вместе с "дичью", обитает и всякая "нечисть" наподобие Соловья Разбойника. Оттуда же приходят и всякие заразы типа "коровьей смерти". Естественно, мужчины не могут противостоять этой смерти, так как они с ней - "одного поля ягоды". Поэтому они и не участвуют в обряде опахивания деревни.

mosika_901_00001

Tags: ритуал, русские
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments