Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Когда появился "слабый пол"?

Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей?

Есть все основания полагать, что такое разделение не являлось изначальным.

Наши современники называют женщин "слабым полом" и переносят это понятие на первобытных женщин. Да, современные девушки из цивилизованных стран действительно выглядят как "слабый пол", поскольку эти "кисейные барышни" и одеваются как куклы, и ведут себя как дети.

современная девушка

Но в первобытном обществе не было всей этой "няшности" и "мимишности". Это всё появляется лишь в высокоразвитых цивилизациях, а в крестьянской, "лапотной" России бабы ещё в XlX веке коней на скаку останавливали и в горящие избы входили. Поэтому надо полагать, что в среде первобытных людей женщины ни в чём не уступали мужчинам.

В одном исследовании, охватившем обширный круг архаических обществ, авторы проанализировали возможности женщин принимать участие, наравне с мужчинами, в выполнении пятидесяти практических задач, возникающих на почве как охоты, так и собирательства. Был сделан вывод, что только в одном случае несомненные преимущества оказываются на стороне мужчин. Это охота на крупного морского зверя (Murdock, Provost, 1973, цит по: Balme, Bowdler, 2006: 382).

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" говорит, что применительно к архаическим обществам граница между категориями «охота» и «собирательство» оказывается совершенно размытой (Rival, 2005: 92, 106).

Эту мысль можно проиллюстрировать следующим примером. У пигмеев ака (Центральноафриканская Республика) нет резкого разделения обязанностей между мужем и женой, как в других этносах охотников-собирателей. Здесь оба супруга заняты обеспечением пропитания фактически на равных. Важным моментом в их практике оказывается отлов животных большой сетью, которую плетёт жена из растительных волокон. В поисках удобного места для её установки пара проходит в день от 5 до 15 км, совместно собирая по дороге растительные дары леса, насекомых и мелкую живность, а также всё подходящее в качестве материалов для плетения сетей. В этих ежедневных перемещениях принимает участие вся семья, и даже грудных детей супруги вынуждены нести с собой. Поскольку это не под силу ни подросткам, ни супруге, обязанность вынужден брать на себя мужчина [1].

Предполагается, что именно такой способ самообеспечения, без чёткого разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, мог быть первоначальной, исходной практикой у первобытных людей, прежде чем получила развитие специализированная охота [2] (см., например, Lupo, Schmitt, 2002). При таком положении вещей женский вклад в самообеспечение коллектива может быть даже большим, чем мужской (Bailey Aunger, 1989).

--------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Обычно у охотников-собирателей весь груз на переходах несёт «слабая» женщина, поскольку у мужчины руки должны быть свободными, чтобы при случае применить оружие (добыть дичь или же противодействовать неожиданно появившемуся недругу).

[2] Что касается древних гоминид, живших прежде людей, они не специализировались на охоте. Как сказано в одной из недавних статей, «сегодня все исследователи сходятся в том, что у австралопитеков, а также у представителей вида Homo habilis охота не играла важной роли в экономике самообеспечения», поскольку источником животной пищи были преимущественно трупы павших животных (Balme, Bowdler, 2006: 383).
Tags: гендерное, охотники, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “гендерное” Tag

  • О "женской" семантике города (2).

    В предыдущем тексте говорилось о лютой ненависти древних иудейских кочевников по отношению к городам Палестины. Но вот они обосновались на…

  • Женский взгляд sub specie aeternitatis.

    Оригинал взят у ivanov_p в Женский и мужской взгляд на литературу. Лотман. Очерки по истории русской культуры XVIII в.

  • "Мужской" фак и "женская" фига.

    Фархад Назипович Ильясов в статье " Генитальные символы в рекламе" рассматривает два генитальных символа, используемых в рекламе, –…

  • Гендерные стереотипы в античности.

    (Из статьи Ю. О. Дорофей "ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В АНТИЧНОСТИ", с моими исправлениями и добавлениями). По Лосеву, существовали два периода…

  • Cуть гендерной проблематики.

    Поскольку многие путают её с феминистской. " Феминизм – социально-политическое явление, направленное на восстановление фактического…

  • Гендерные аспекты власти.

    Кандидат философских наук С. С. Черных в своей статье "ПАТРИАРХАТ И МАТРИАРХАТ В ДИСКУРСЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ…

  • Гендерный аспект отношений римлян с этрусками и греками.

    "Интересно положение Дугина в книге «Латинский Логос» из цикла «Ноомахия» - этруски для Рима есть то, чем были…

  • О гендере.

    natalija_khaf в своей заметке Гендер и пол пишет: " Связь пола и гендера видится следующим образом. Как биологический уровень…

  • Обычай бача пош в Афганистане.

    В Афганистане существует обычай бача пош – когда одну из дочерей в семье начинают одевать как мальчика и до совершеннолетия воспитывать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments