Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Когда появился "слабый пол"?

Интересно, когда в истории человечества появилось разделение на мужчин-охотников и женщин-собирателей?

Есть все основания полагать, что такое разделение не являлось изначальным.

Наши современники называют женщин "слабым полом" и переносят это понятие на первобытных женщин. Да, современные девушки из цивилизованных стран действительно выглядят как "слабый пол", поскольку эти "кисейные барышни" и одеваются как куклы, и ведут себя как дети.

современная девушка

Но в первобытном обществе не было всей этой "няшности" и "мимишности". Это всё появляется лишь в высокоразвитых цивилизациях, а в крестьянской, "лапотной" России бабы ещё в XlX веке коней на скаку останавливали и в горящие избы входили. Поэтому надо полагать, что в среде первобытных людей женщины ни в чём не уступали мужчинам.

В одном исследовании, охватившем обширный круг архаических обществ, авторы проанализировали возможности женщин принимать участие, наравне с мужчинами, в выполнении пятидесяти практических задач, возникающих на почве как охоты, так и собирательства. Был сделан вывод, что только в одном случае несомненные преимущества оказываются на стороне мужчин. Это охота на крупного морского зверя (Murdock, Provost, 1973, цит по: Balme, Bowdler, 2006: 382).

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" говорит, что применительно к архаическим обществам граница между категориями «охота» и «собирательство» оказывается совершенно размытой (Rival, 2005: 92, 106).

Эту мысль можно проиллюстрировать следующим примером. У пигмеев ака (Центральноафриканская Республика) нет резкого разделения обязанностей между мужем и женой, как в других этносах охотников-собирателей. Здесь оба супруга заняты обеспечением пропитания фактически на равных. Важным моментом в их практике оказывается отлов животных большой сетью, которую плетёт жена из растительных волокон. В поисках удобного места для её установки пара проходит в день от 5 до 15 км, совместно собирая по дороге растительные дары леса, насекомых и мелкую живность, а также всё подходящее в качестве материалов для плетения сетей. В этих ежедневных перемещениях принимает участие вся семья, и даже грудных детей супруги вынуждены нести с собой. Поскольку это не под силу ни подросткам, ни супруге, обязанность вынужден брать на себя мужчина [1].

Предполагается, что именно такой способ самообеспечения, без чёткого разделения обязанностей между мужчинами и женщинами, мог быть первоначальной, исходной практикой у первобытных людей, прежде чем получила развитие специализированная охота [2] (см., например, Lupo, Schmitt, 2002). При таком положении вещей женский вклад в самообеспечение коллектива может быть даже большим, чем мужской (Bailey Aunger, 1989).

--------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Обычно у охотников-собирателей весь груз на переходах несёт «слабая» женщина, поскольку у мужчины руки должны быть свободными, чтобы при случае применить оружие (добыть дичь или же противодействовать неожиданно появившемуся недругу).

[2] Что касается древних гоминид, живших прежде людей, они не специализировались на охоте. Как сказано в одной из недавних статей, «сегодня все исследователи сходятся в том, что у австралопитеков, а также у представителей вида Homo habilis охота не играла важной роли в экономике самообеспечения», поскольку источником животной пищи были преимущественно трупы павших животных (Balme, Bowdler, 2006: 383).
Tags: гендерное, охотники, традиционные общества
Subscribe

Posts from This Сommunity “гендерное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments