Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Слово в защиту концепции "Старой Европы".

Монография Марии Гимбутас «Цивилизация Богини» (1991) вызвала неприятие в академическом мире. Хотя в исследовании нет ничего фантастического, её обвинили в том, что она "нарисовала идеализированную картину матриархального доиндоевропейского общества Старой Европы — построенного на мире, равенстве и терпимости к нетрадиционной ориентации (осколок этого общества — минойская цивилизация). <...> Оппоненты указывают на ностальгическую утопичность романтической стереотипизации староевропейцев" (из Википедии).

Нет, я считаю, что Мария Гимбутас совершенно верно представила общую картину Старой Европы. Я вполне даже допускаю, что там существовали отдельные эксцессы каннибализма, и я об этом упоминал в цикле статей под общим заголовком Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? Но давайте зададимся вопросом: какие силы "играли первую скрипку" в Старой Европе - каннибалы или матриархальные общества? Все серьёзные историки в один голос утверждают, что минойский Крит - колыбель Европы. Оно и понятно: каннибалы могли только скушать кого-то, а для созидательной деятельности у них была "кишка тонка". Ну и зачем тогда писать о них? И правильно сделала Мария Гимбутас, что ничего о них не сказала. Ибо к человеческой культуре они имеют весьма опосредованное отношение. Да и можно ли их назвать людьми, - это ещё большой вопрос.

Е. Н. Панов в своей монографии "Человек стреляющий" описывает "воспитание бойцовского духа" у южноамериканских индейцев хиваро, обитателей горных тропических лесов Эквадора.

"Отец начинает втолковывать идею [кровной мести] сыну, как только тот достигает шестилетнего возраста [1]. Нравоучения на эту тему настойчиво и методично преподносятся мальчику в беседе с ним, с которой начинается каждый новый день. В повествовании приводится длинный перечень тех бед, которые семья претерпела от своих недругов, а также подвигов, совершённых родичами юнца в попытках противостоять им. Речь идёт и том, какие беды ожидают семью, если кто-либо из нового поколения бойцов, не дай бог, забудет главное в традициях взаимоотношений с чужаками.

А состоит суть предписаний в обязанности добыть, любой ценой, голову кого-нибудь из них, предъявить её душе кого-либо из предков и тем самым избежать её гнева по отношению к тем, кто оказался ренегатом, не помнящим родства. Эти уроки «нравственности» преподносятся мальчику на протяжении долгих трёх лет. Достигнув девятилетнего возраста, он впервые получает право принять участие в экспедиции, организованной для умиротворения почитаемых призраков (Jandial et al., 2004: 1210–1220).

Ребёнок, разумеется, ещё слишком мал, чтобы активно содействовать воинам в выполнении их смертоносной задачи. Но он становится здесь свидетелем разнузданного насилия и приучается пренебрегать опасностью быть случайно травмированным во время схватки с противником. Затем, во время пиршества, следующего за набегом на неприятеля, старшие всячески превозносят его стойкость и смелость.

Всё это, разумеется, играет роль важного стимула в цепи событий, которые оканчиваются превращением мальчика в хладнокровного и безжалостного убийцу. Нетрудно убедиться в том, что здесь перед нами тип воспитания, который не назовёшь иначе, как культивируемой ксенофобией
".

Кстати, точно такое же воспитание было и в гитлеровской Германии 1933 - 1945 гг. Та же культивируемая ксенофобия: кругом одни враги, плутократы на Западе, коммунисты на Востоке, а в центре еврейская "пятая колонна". У кого-то это вызывает омерзение и отвращение, а кто-то, наоборот, считает, что только так и надо строить отношения с соседями. Всё зависит от мировоззрения.

И здесь возникает вопрос: а стоит ли писать про головорезов хиваро в контексте истории культуры индейских племён в Америке? Если мы о них не скажем ни слова, для индейской культуры не будет никакого ущерба. Если же мы акцентируем наше внимание на культивируемой ксенофобии хиваро, мы тем самым внесём совершенно несвойственные обертоны в концерт индейских культур. И у нас может сложиться ложное представление об индейцах в целом.

В общем, это проблема антропологическая и мировоззренческая. И, в целом, это очень хорошо, что у нас имеется некий альтернативный взгляд на Старую Европу. Кстати, из него же может возникнуть и аналогичный взгляд на Новую Европу. "Вам какую Европу, с Гитлером или без Гитлера?" - "Заверните мне без Гитлера, пожалуйста".

Те историки, которые отвергают концепцию Марии Гимбутас, по сути, выбирают Европу с Гитлером. Потому что на фоне миролюбивой Старой Европы Гитлер смотрится как маргинал, а на фоне головорезов и каннибалов - как вполне нормальный парень. "А что?! Всегда так было. Вся история человечества - сплошная резня".

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] А христианская традиция, наоборот, говорит отцу: останови зло молчанием!

3
4

Как пишет Е. Н. Панов, "Гибель людей на почве насилия влечёт за собой жажду возмездия, что служит отправной точкой новых конфликтов с новыми жертвами, и это длится год за годом".

Tags: Гимбутас, Старая Европа, индейцы, мужикизм
Subscribe

Posts from This Сommunity “мужикизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Сommunity “мужикизм” Tag