Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Немного о трипольской культуре.

mosika_901_00001
Витрина с керамикой трипольской культуры. Фрагмент выставки коллекции ПЛАТАР в Киеве, 2004 г.

Имя трипольской культуре дала украинская деревня Триполье. Кстати, рядом с деревней находится Дивич–Гора, и с её вершины можно увидеть не только роскошную панораму села, Днепра, но и долины, в которой была открыта трипольская культура.

Рис.2.
Раннетрипольская статуэтка на троне. Поселение Тимково. Одесский археологический музей НАН Украины.

Рис.3
Фрагмент диорамы в подземном музее трипольской культуры - пещере Вертеба у с. Бильче-Золотое.

mosika_901_00001
Загрузка двухъярусного гончарного горна. Реконструкция. Археологический музей университета им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь.

И керамика, и типы построек, а также орудия труда – всё свидетельствует в пользу западной прародины трипольцев. Они были наследниками нескольких неолитических культур Балкан и Центральной Европы – Винча, Боян, Криш, Тиса.

бык
Пластина в виде головы быка. Пещера Вертеба. Краковский археологический музей (Польша).

Самые ранние поселения в районе сёл Веремье и Триполье под Киевом можно датировать около 4200 – 4100 гг. до н.э.

mosika_901_00001
Кубки. Ранний этап трипольской культуры. Начало V тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

mosika_901_00001
Грушевидный сосуд с углубленными стилизованными изображениями змей. Вторая половина V тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

"Североамериканские индейцы и тысячу лет тому назад, и в прошлом веке рисовали на керамике символы и орнаментальные композиции, во многом идентичные трипольским. Конечно, они не были ни потомками трипольцев, ни знатоками научной литературы, откуда народные умельцы порой черпают свое вдохновение. Тогда откуда взялись на
берегах Миссисипи трипольские орнаменты с Днестра и Южного Буга? Скорее всего из того же мира, в котором их созерцали трипольцы. Довольно распространена теория относительно изменённых форм сознания (достигаемых с помощью поста, медитации, различных веществ и напитков), которые предоставляют избранным достичь иной реальности (иных миров), конечно, священных, где эти символы доступны избранникам богов. Затем эти символы запечатлевают в изображениях, орнаментах и они начинают свое бытие здесь, на земле", - говорит М. Ю. Видейко.

mosika_901_00001
В. Г. Збенович, раскопавший фрагмент этой антропоморфной статуэтки, почему-то дал ей название "Портрет трипольского вождя". Поселение Бернашевка, вторая половина VI тыс. до н.э. Раскопки В.Г. Збеновича, научные фонды Института археологии НАН Украины.

mosika_901_00001
Биноклевидный сосуд с росписью, IV тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

Практической ценности этот сосуд не представлял, так он бездонный. На мой взгляд, две чаши целуются и пожимают друг другу руку. Может быть, такие сосуды являлись элементом брачной обрядности?

mosika_901_00001
"Ковчег" с изображениями животных и птицы, вторая половина IV тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

Верхнее Поднестровье в пределах Ивано–Франковской области можно назвать настоящим шахтёрским краем медного века – счёт древних штолен, обнаруженных местными археологами, идёт уже на сотни. Здесь из горных выработок добывали не уголь и не металл, а кремень. Добывали гораздо больше, чем надо было для повседневных нужд не то что общины, а целого племени. По торговым путям этот кремень расходился не только в пределах трипольского мира, но и далеко за его пределы.

mosika_901_00001
Волынский кремень и отходы производства, собранные на поселении Бодаки в Тернопольской обл.

mosika_901_00001
Основные очаги металлообработки и места добычи меди, а также направления экспорта изделий в Старой Европе в пятом - четвёртом тысячелетиях до н. э. (По Н. В. Рындиной)

mosika_901_00001

mosika_901_00001

mosika_901_00002
Интерьер жилого помещения трипольского дома. Глиняная модель, IV тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

mosika_901_00001
Фасад трипольской постройки. Глиняная модель, IV тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

mosika_901_00001
Модель трипольського храма, конец V - начало IV тыс. до н.э. Коллекция ПЛАТАР.

mosika_901_00001
Сидячие статуэтки с поселения Майданецкое. IV тыс. до н.э. Исследования Н.М. Шмаглия, М.Ю. Видейко.

Основные сакральные идеи и образы, которые мы находим в Триполье, имеют истоки в древнейших неолитических культурах Европы – Димини, Сескло, Старчево – Кереш, Винча и других.

mosika_901_00001
"Трояновская Венера". Антропоморфная статуэтка. Конец IV тыс. до н.э. Поселение Троянов. Раскопки Н.М. Шмаглия. Археологический музей Института археологии НАН Украины.

Все иллюстрации взяты из книги М. Ю. Видейко "Путешествие в Трипольский мир". Киев, 2005. Увы, но кроме картинок в книге почти ничего интересного нет. Текст очень примитивный, как будто написанный ещё в СССР при Сталине.
Tags: Триполье, артефакты, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “Триполье” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment