Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Священное оружие".

Беотийский щит - один из наиболее узнаваемых предметов античного вооружения.


Boiotia, Haliartos. Circa 400-375 BC. Boeotian shield decorated with upward trident in center.

Учёные спорят, существовал ли такой щит в виде лабриса как предмет вооружения обычных воинов или он являлся всего лишь "священным оружием", как и сам лабрис?

С одной стороны, такая форма щита кажется непрактичной: "дырки" в щите делают воина, прикрывающимся им, уязвимым для стрел и дротиков противника. Но, с другой стороны, этот щит имеет более древние аналоги в микенской и даже в минойской культурах.


Крито-микенские воины (художенственная реконструкция).

щиты
Щиты в форме восьмёрки (фрески из Кноссоса).

Ю. В. Андреев говорит, что бык почи­тал­ся на Кри­те как свя­щен­ное живот­ное, и бычьи шку­ры исполь­зо­ва­лись для изготов­ле­ния боль­ших щитов в виде вось­мёр­ки. Щиты эти цени­лись не толь­ко сами по себе как важ­ней­шие части защит­но­го воору­же­ния миной­ских вои­нов, но ещё и как очень зна­чи­мые для набож­но­го миной­ца сакраль­ные сим­во­лы. В миной­ском искус­стве, осо­бен­но в про­из­веде­ни­ях глип­ти­ки и фрес­ко­вой живо­пи­си, они посто­ян­но появ­ля­ют­ся в сугу­бо рели­ги­оз­ном кон­тек­сте, череду­ясь с двой­ны­ми топо­ра­ми-лаб­ри­са­ми, так назы­вае­мы­ми «рога­ми посвя­ще­ния», и дру­ги­ми эле­мен­та­ми куль­то­во­го рек­ви­зи­та.

Здесь надо отметить, что "восьмёрка" - это, вообще говоря, женский символ: мы видим этот символ в основаниях древних святилищ на Мальте.

Древние храмы на Мальте

спираль и восьмёрка
Спираль, обрамлённая круглыми дугами с чёрточкой в центре: не исключено, что это —изображение лунного цикла. Северо-восточная часть Наута, Нью-Грейндж, Ирландия, 3500-3200 гг. до н. э.

Что касается лабриса, то на Крите обнаружили древние лабрисы, сделанные из камня, золота и... глины. Если золотой лабрис ещё можно как-то представить себе в виде оружия, то глиняный - никак невозможно. При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста. Сугубая симметричность лабриса делает его мало пригодным в качестве боевого орудия и выдаёт его сакральное предназначение. Кроме того, носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и жрицы.

Но, если критские топоры имели преимущественно сакральное значение, обоюдоострый топорик скифов (сагарис) был по-настоящему грозным боевым оружием. Об его использовании скифами пишет ещё Геродот, а Аристарх Самофракийский два века спустя приписывает его использование и амазонкам.

Ситуация с лабрисом напоминает аналогичную ситуацию с колесницей. Самые древнейшие колесницы имели исключительно сакральное значение. Сначала в колесницах передвигались божества, и лишь затем, много веков спустя, люди "прихватизировали" божественный транспорт и стали использовать его в своих корыстных интересах. Очевидно, подобную инволюцию претерпел и лабрис. Это можно сравнить с христианским крестом: он может использоваться как "священное оружие" в борьбе против демонов, при изгнании бесов из одержимых, в качестве защиты от нечистой силы, но увесистым крестом можно и убить, если со всего размаху нанести удар по голове.

Так что это вполне возможно, что конструкция щита в виде "восьмёрки" или лабриса была связана с представлениями об охранительных свойствах той же "восьмёрки" или лабриса. Противники представлялись как "черти", от которых защищались крестом лабрисом.

Весьма любопытен и такой факт - на этрусской вазе VII в. до н.э., найденной в 1877 г. в Тральятелле, неподалеку от Черветери, есть рисунок классического лабиринта с надписью, которую, несмотря на проблемы с этрусским, все читают однозначно - ТРОЯ.

этрусская ваза

А ведь по Плинию и др. древним историкам именно этот символ был защитным символом Трои. Кстати, Троя ll (2500 - 2250 до н. э.) в плане похожа на Аркаим. Опять же возникает вопрос: что заставляло древних строителей возводить стены города "по образу и подобию" лабиринта - вера в его магические защитные свойства или прагматический расчёт на неприступность подобных стен?

Очевидно, чем глубже в историческую древность мы заглядываем, тем большее значение люди придавали символизму изготовляемых ими вещей. Поэтому они делали щит "не абы как", а в форме Богини, которая защищает своих воинов.

(По мотивам темы "Священное оружие - 1" в "Новом Геродоте").

Tags: Греция
Subscribe

Posts from This Сommunity “Греция” Tag

  • Ephedrismos.

    Two girls playing ephedrismos, 300 BC. From Corinth, Greece. Amsterdam Museum. Источник картинки. Одно время в древней Греции в эту игру играли…

  • Немного о культурах сескло и димини.

    В продолжение записи Эгейские папирелы. "В эту эпоху наблюдается интенсивная деятельность по строительству поселений. В отдельных случаях…

  • О древнегреческом наследии.

    Всем известна поговорка "Волос у женщины долог, да ум короток". Но, как известно, Карл Юнг в XX веке открыл феномен Бессознательного.…

  • Ликург

    "Отправившись в путь, Ликург сначала побывал на Крите. Он изучил государственное устройство, сблизился с самыми известными из критян и кое-какие…

  • О древнегреческом полисе.

    Аристотель "выводит" древнегреческий полис из семьи. «Сложившееся по природе ради повседневных нужд сообщество — семья…

  • Аполлон, бог дорийцев.

    Как известно, Аполлон был "предводителем" дорийцев в их походах. Характер этого дорийского бога вполне раскрывается в его отношениях с…

  • О войне символов.

    Автор блога Old European culture в своей статье " Орёл клюющий дельфина" приводит изображения древних монет. Moesia, Istros. Drachm.…

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments