Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Человек - существо хтоническое (2).

Автор - Леонид Нестеров.

О прыгуны куреты, что в воинской пляске кружатся,

С топотом дико скача, издавая ликующе крики!
XXXI орфический гимн. Гимн куретам.

Продолжим наш теологический детектив. Извините, будет много цитат, ничего не поделаешь, это вынужденно, ведь я разбираю связи неочевидные.

Итак, человек в гомеровском гимне к Деметре назван земнородным – έπιχθονιός (эпихтоний, «земной, земляной»). Синонимом слова этого устойчиво выступает βροτο – смертный. Человек также часто называется πηλο – «глиняный», «земляной», как, например, в мифе о Прометее. У Платона в «Протагоре» говорится: «боги образовали их [людей] в земной утробе» (71 D). В локальных мифах действуют первые люди-прародители – ατόχθονες. Автохтон – дословно «сам из земли», как например афинские отцы-основатели – наполовину змеи, наполовину люди Кекроп и Эрихтоний (собственно, тоже хтоний). Нельзя не упомянуть аркадийского первочеловека Пеласга. Один из древнейших элегических поэтов Асий Самосский писал:


«Был богоравный Пеласг среди гор, густо лесом покрытых,
Чёрной Землёю рождён, чтобы племя людей прибывало». (Фр. 3)

Пеласг, в данном случае, конечно эпоним. Пеласги, как известно, один из догреческих народов Эгеиды. Аркадия – глухомань Эллады, населённая пастухами. И для греков его жители были едва ли не полудикарями. Естественно, что автохтонам из преданий там самое место. Подобных упоминаний древними греками о происхождении людей из персти земной достаточно много, и все их я приводить не стану. Однако стоит процитировать знаменитую историю Гесиода из «Трудов и дней» о Золотом роде людей:

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чём не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных даймонов все превратились они наземельных (опять πιχθνιοι – прим.моё)

Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая,
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась. (108-125)


Тут интересно всё. Во-первых, Золотой век - это, вообще-то, эпоха титана Кроноса. Эпоха людского счастья беззаботного проходила под властью буйных титанов – хтонических сынов хтонической Геи. Но когда олимпиец Зевс занял трон, это поколение людей вовсе не исчезло. Они стали особыми даймонами (тоже, что характерно, хтоническими) и, тьмою туманной одевшись (то есть как-то прикровенно), присматривают за людьми Железного рода, то есть за нами, грешными. И им достаётся некое царское достоинство, о чём я ещё скажу ниже.

Кто эти даймоны? Это куреты. Они же корибанты и кабиры. Эти существа занимают примерно такое же место в античной религиозной культуре, что и фэйри в кельтской мифологии. Они вроде как полубоги (как называет их Плутарх в книге «Об упадке оракулов», XXXVIII), духи, даймоны, но младшие по чину. И куреты более телесны, чем классические боги Эллады. Но, судя по всему, когда-то давно, они были вполне почитаемы. Вероятней всего, эти странные сущности были именно богами до коллапса Бронзового века. Отсюда их связь с титанами; они тоже старые доолимпийские боги. В очень древних по происхождению Самофракийских мистериях, посвящённых кабирам, их так и называли: Великие Боги (Θεοί Μεγάλοι). Но всё же их природа загадочна. Они не просто не ровня Крониду и его пантеону, они как бы вообще вне олимпийской картины мира. Уже во времена Страбона не вполне было ясно, кто они такие, о чём он и говорит в «Географии»:

«Божества, чтимые на Самофракии, многие отождествляют с Кабирами, но тем не менее не могут объяснить, кто такие сами Кабиры, Кирбанты и Корибанты; точно так же Куреты и Идейские Дактили отождествляются с ними». (VII, фр. 50)

Дактили это вообще прикольные существа. Они древнегреческие гномы, полная аналогия с североевропейскими дварфами. Дактили маленького роста, живут в недрах гор, куют, любят металлургию, якшаются с Гефестом. Δάκτυλος буквально переводится как «палец». То есть, дактиль это мальчик-с-пальчик. Их ближайших родственников – кабиров тоже нередко изображают и описывают, как неких карликов, с утрированными чертами лица и фигуры. Это же их сближает с сатирами и силенами. Но сатиры, правда, те совсем одичавшие. Есть и ещё одна родственная черта. Все эти существа – танцоры. Они оргиастически скачут, неистово пляшут и гремят чем попало. Очень громкие. Недаром они все в свите Диониса Бромия – Диониса Шумного. Но не только поэтому, конечно. О сущностной связи кабиров с Нисийским богом я буду говорить позже. Куреты вообще прекрасно подходят на роль свиты. Они сопровождают, исступлённо отплясывая, Мать Рею-Кибелу. С Реей же связан и один из самых важных мифов о куретах. Именно они своими танцами и грохотом оружия отвлекали внимание Кроноса от его спасшегося дитя – Зевса, которого мать Рея спрятала на Крите в Диктейской пещере. На изображениях куреты обступают божественного младенца и прикрывают его щитами, плясать при этом не перестают.


куреты

Что тут важно. Во-первых, Крит. То есть, это всё древние крито-минойские дела. Во-вторых, критский Зевс мифологически связан с Дионисом Загреем. В-третьих, сама эта композиция – хтонические существа скрывают своим танцем Младенца. Этот мотив сокрытия есть даже в мифе о Кроносе. Хтонический титан хочет сожрать юного светлого бога, и некоторых его родственников таки сожрал, теофаг. Структурно родственный сюжет - и в мифе о растерзании, и съедении титанами Диониса Загрея. Получается комок понятий: похищение-убийство-разрывание-съедение-утаивание во тьме-сохранение-спасение. Ладно, в тему Диониса я пока не полезу, себе дороже.

Приведу ещё несколько упоминаний о куретах. О них есть рассказ в Илиаде, в повествовании старца Феникса о Мелеагре и войне этолийцев и куретов из-за Калидонского вепря (Ил. XI, 529). По Гомеру, куреты это просто какой-то древний народ. Интересно, что этолийский цикл мифов о Мелеагре и Калидонской охоте старше Илиады. Та же история, что пеласгами. Страбон в «Географии» (книга X, вся III часть посвящена куретам) приводит пространные сведения о куретах, корибантах, дактилях и всей их породе. Информация там насколько подробная, настолько и противоречивая, просто свалка обрывочных данных, сатир ногу сломит. Но кое-что там, всё же, интересно. Куреты, среди прочих значений этого имени, суть некие юноши (κurētes), танцующие пирриху – воинский танец и вообще, связаны куреты, как я уже сказал, со священными плясками. Куреты – сатиры Зевса. То есть, мы видим опять образ незрелости, но, с другой стороны, изначальности, и некой дикости. Кое-что любопытное есть у Павсания в «Описании Эллады»:

«Если отсюда пройти дальше стадий двадцать пять, то встретится роща Деметры Кабирии и Коры. Войти в неё можно только посвящённым в таинства. От этой рощи стадиях в семи находится храм Кабиров. Кто такие Кабиры и какие таинства и обряды совершаются в честь их и Деметры – пусть простят мне люди, любящие слушать такие рассказы, если всё это я пройду молчанием. Но ничто не мешает мне рассказать во всеобщее сведение, какое начало, по словам фиванцев, было этим таинствам. Говорят, что некогда на этом месте был город и жители его назывались кабирами. К одному из кабиров, Прометею и Этнею, сыну Прометея, явилась Деметра и поручила нечто их хранению. Что было поручено им и что́ с ним случилось, я не считаю возможным об этом писать; во всяком случае таинства были даром Деметры кабирам». (Книга IX, гл. 25, 5-7)

Мы видим из свидетельства Павсания, что существовала связь между Деметрой и кабирами. Была даже Деметра Кабирия. И для эллинов это не было секретом. Но суть этой связи они держали в тайне. Что хранили кабиры? Попробуем, сужая композиционные круги и выявляя структурные связи, постепенно подойти к ответу. Мы не узнаем наверняка, что было в самой сердцевине таинств, но сможем максимально приблизиться. Для этого нам следует ввести в наш сюжет ещё кое-каких персонажей. Опять обратимся к «Описанию Эллады» Павсания:

«Жители Амфиссы совершают и тайное служение в честь сынов Анактов (Владык), как они их называют. Детьми каких богов являются эти Анакты, об этом говорят различно: одни говорят, что это Диоскуры, другие — что это Куреты, те же, кто считает себя в этом деле более знающими, называют их Кабирами». (Книга X, 38, 3)

Анакт (или по-другому ванакт) это титул царя крито-микенской эпохи, дословно «владыка». Интересный факт – всю свою античную историю демократические Афины формально были монархией. В Афинах существовал архонт-басилей. Но его роль была исключительно ритуальной, жреческой, он участвовал в мистериях, без него таинства нельзя было проводить. Святая святых (нечто вроде Кувуклии в христианских храмах) главного элевсинского храма Телестериона (в котором проводились мистерии и который был огромный по размерам, вмещавший в себя до 2000, может 3000 человек), представляла из себя маленький храмик (примерно в центре Телестериона), который назывался Анакторон – «зал владыки». Раз уж речь зашла об этимологии, не могу не сказать несколько слов о самом Телестерионе. Название этого храма образовано от древнегреческого τέλος – «цель». Соответственно, название храма Τελεστηριον переводится, как «Завершитель», а слово «мистерия» – μυστήρια (дословно «таинство») имеет своим синонимом слово τελεται – «завершение, совершённость». Возвращаемся к анактам. В Афинах существовал храм Диоскуров – Анакий. И тот же Павсаний рассказывает, что в Аргосе был храм Диоскуров-Анактов («Описание Эллады, кн. II, 22, 6-7). Итак, Диоскуры, они же Куреты, они же Кабиры – анакты людей. «Такая им царская почесть досталась».

А теперь разберёмся, причём здесь Диоскуры – близнецы Кастор и Полидевк. Литературы о них много, попробую быть кратким. В связи с Кабирами они упоминаются также Цицероном в его книге «О природе богов»:

«Διόσκουροι [Диоскуров] греки тоже называют на разные лады. Первые трое, которые у афинян называются «покровителями» (Anactes), родились от древнейшего царя Юпитера и Прозерпины: Тритопатрей, Эвбулей, Дионисий. Затем двое были рождены Ледой от Юпитера третьего — Кастор и Поллукс». (Книга III, XXI)

Свидетельство Цицерона чрезвычайно интересно. Хотя в процитированной книге он ругает религиозные суеверия, всё же сведения его ценны тем, что в одном ряду знаменитый римлянин упоминает Диоскуров и всех участников Элевсинского мифа: Зевса, Персефону, Диониса-Иакха, а также отождествляет Близнецов ещё с двумя персонажами – с Тритопатреем и Эвбулеем, роль которых следует пояснить специально. Кто такой Тритопатрей (или по-другому Тритопатор) точно неизвестно. Однако Фотий в своём «Мириобиблионе» утверждает, со ссылкой на античного аттидографа Филохора: «Тритопаторов другие называют ветрами, но Филохор сообщает – первые дети Неба и Земли, которые дали начало поколению». То есть, Тритопаторы управляли стихией – ветром и были предками людей. Всё тот же мотив мистического Первопредка – анакта-автохтона. А вот имя Эвбулей есть прямая отсылка к Элевсинскому мифу. Свинопас Эвбулей – сын Дисавла и брат Триптолема (того самого Триптолема, которому Деметра дарит мистерии, навыки аграрной культуры и поручает миссию распространения земледелия). Эвбулея нет в гомеровском гимне к Деметре, он персонаж орфического варианта этого мифа. Но Эвбулей однозначно был в праксисе Элевсиний. Как известно, философски и теологически орфизм был учением максимально близким к элевсинскому учению. У орфиков в XVIII орфическом гимне Эвбулей отождествляется с Плутоном и Плутосом-сыном Деметры (а это, в свою очередь, уже отсылка к мифу об Иасионе, мифу также родственному элевсинскому). В XXIX орфическом гимне Эвбулей уже сын Персефоны. А в XXX орфическом гимне Эвбулей прямо назван Дионисом. Что это за божественная чехарда, я разберу позже. А пока вернёмся к Диоскурам.

Ксенофонт в своей «Греческой истории» описывает, как афинский дадух Каллий (дадух – жрец Элевсинских мистерий, второй по значимости после иерофанта), будучи послом в Спарте, призывает спартанцев к миру:

«Было бы справедливее всего, если бы мы вовсе не подымали оружия друг против друга, так как, по сказанию, наш предок Триптолем открыл сокровенные дары Деметры и Коры из всех иностранцев прежде всего вашему родоначальнику Гераклу и вашим согражданам Диоскурам, а семя злака Деметры прежде всего было подарено Пелопоннесу». (Книга VI, 6, 4)

Как видим, для афинян связь Элевсинских мистерий с Диоскурами была очевидна. В XXXVIII орфическом гимне, посвящённом куретам, среди прочих есть и такие строки:

«О корибанты, куреты, владыки (в древнегреч. оригинале νάκτορες – анакты, прим. моё), чья благостна сила,

Самофракии властители (в оригинале νακτες, прим. моё), отроки вышнего Зевса!
Душ пестуны, невидимки, вовеки живущие духи,
Вас близнецами небесными боги зовут на Олимпе,
Благоуханны, ясны, о спасители добрые наши!»

Опять та же связь: корибанты-куреты-анакты-невидимки-духи-близнецы. И «отроки вышнего Зевса». Это буквальное имя близнецов Диоскуров. Δις κοροι – дословно «отроки Зевса; юноши Бога». Кастор и Полидевк, строго говоря, не близнецы. Они единоутробные братья: их мать – смертная Леда, отец Полидевка – бог Зевс, а отец Кастора – спартанский царь смертный Тиндарей. Поэтому Полидевк бессмертен, а Кастор смертен. Но они именно Близнецы. Единое равно двоице. В символическом смысле, эти братья составляют одно существо, обладающее двойной природой – смертной и бессмертной. Это общечеловеческий близнечный миф. Миф о двойничестве. Учитывая аспект мифологического родства хтонических Кабиров и Диоскуров, мы получаем существо с двойным естеством: подземным и земным. Но поскольку Кабиры суть Великие Боги, то можно и по-другому сказать: в этих существах нераздельно и неслиянно объединены божественная природа и природа человеческая. Об этой двусмысленности говорит «Одиссея», в рассказе о посмертной судьбе Диоскуров:


«Оба землёю они жизнедарною взяты живые;
Оба и в мраке подземном честимы Зевесом; вседневно
Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает
Тот, воскресает другой, и к бессмертным причислены оба». (Песнь XI, 301-304, пер. Жуковского)

Кабиры-Диоскуры объединяют два мира – небесный и подземный, стягивая их на землю, в средний мир. Потому что они земные боги. Их подземье земное, их божественность земная. Понимайте, как хотите. Кабиры-Куреты загадочные боги. И то, что Диоскуры циклически уходят в аид и снова возвращаются – это сюжет структурно нам прекрасно знаком по Элевсинскому мифу.

Итак, подытожим все эти многочисленные сведения и попробуем увязать их с Элевсинским мифом.

Окончание следует...

Tags: куреты, мистерии, мифология
Subscribe

Posts from This Сommunity “мифология” Tag

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Матриархальный путь становления Героя.

    Я долго уже размышляю о "хтоническом" быкоголовом супруге Великой Матери, и вот вчера, в очередной раз, коснулся этой темы, упомянув…

  • Слёзы матери.

    Женой Гелиоса (отождествляемого с Аполлоном) и матерью Фаэтона была океанида Климена. После трагической гибели своего сына она горько и безутешно…

  • О цивилизаторской роли женщины.

    В Библии имеется загадочная запись: "В то время (т. е. до всемирного потопа) были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии…

  • Мифология на "изломе" матриархата.

    В целом, шумерская мифология напоминает эллинскую. У древних греков было представление о том, что три брата - Зевс, Посейдон и Аид - поделили между…

  • Энлиль и Нинлиль.

    Бог Энлиль. Господин небесных энергий ( Эн – это «господин», «князь». А лиль – это «гроза»,…

  • Человек - существо хтоническое (1).

    Очень добротный анализ древнегреческого мифа о Деметре и Персефоне от Леонида Нестерова. "Гомеровский гимн к Деметре – главный…

  • Игры разума.

    Вспоминается фильм «Игры разума» (англ. A Beautiful Mind ), когда читаешь такое: "Кощей не так прост, как кажется. Ведь он…

  • Нечто из кетской мифологии.

    Г. Т. Поленова в статье "РЕФЕРЕНЦИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ЯЗЫКЕ" говорит, что кеты имели родовой строй вплоть до начала XIX в.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments