Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Человек - существо хтоническое (3).

Автор текста - Леонид Нестеров.

Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек – земнородный автохтон. Его породила хтоническая Гея. Поэтому человек родственник дракайнам, змееногим гигантам, титанам и прочим древнегреческим ктулху – порождениям чёрной Матери Земли. Совершенно логично, что перволюди блаженствовали во времена власти титана Кроноса. И также логично, что земнородные люди после смерти уходят в преисподнюю. Потому что подземье - это их родина. Люди, в олимпийской светлой оптике, произошли от какой-то полунежити. Перволюди - это дикари. Первопредок, мифический царь-анакт первых людей просто обязан иметь змеиный хвост, как афинский Эрихтоний. Элевсинские мистерии призваны завершить процесс антропогенеза. Мисту следует просветить своего внутреннего дикаря, совлечь с себя ветхого автохтона. В античных восхвалениях Элевсиний постоянно присутствует бинарная пара: дикарь vs. просвещённый человек. Считалась, что именно Деметра подарила людям цивилизованность через свои мистерии.


Но это не такая простая дихотомия. Ещё раз: Элевсинские мистерии посвящены не каким-то отчуждённым от человека природным циклам, а индивидуальному бессмертию. Это анастасический культ. Так вот. Большинство авторов XX века, писавшие об Элевсиниях в начале-середине века, просто не продумывали глубоко результаты новых по тем временам археологических открытий неолитических и эпипалеолитических культур плодородного Полумесяца и Анатолии. Гёбекли-Тепе - это вообще открытие 90-х годов XX века. Лавина открытий фактически пошла относительно недавно. А корни Элевсинских мистерий, также как и подобных им анастасических религий Эгеиды, Египта, Леванта и Междуречья именно там, в неолите-эпипалеолите, в этом у меня нет никаких сомнений. Я не стану сейчас разбирать эту тему, она чрезвычайно объёмна. Ей следует посвятить отдельный цикл постов. Просто пока сформулирую гипотезу. Если верна концепция «революции символов» Жака Ковэна, то происхождение земледелия, как часть процесса неолитизации, совсем нетривиальная вещь. Если принять на первый взгляд экстравагантную гипотезу, что доместикация растений изначально не имела экономического смысла, а была частью социально-религиозного ритуала, то всё становится на свои места. Элевсинский миф - это история о доместикации.

Деметра даёт зерно человеку не для пищи. Хлеб как средство пропитания - это вторично, прожить можно и с охоты, рыбалки и собирательства. Хлеб всегда был только хлебом Причастия. Неудивительно, что, возможно, первый хлеб был жидким – пивом или брагой. Земледелие - это религиозный ритуал по присвоению растительной силы жизни. Выращивание злаков и потребление хлеба - это способ обрести бессмертие. Ни больше ни меньше. Отсюда единство похищения Коры-Зерна и добровольной Её отдачи Деметрой. Вся наша цивилизация проросла из доместикации. Триптолем до сих пор едет по миру в драконьей колеснице Деметры. Мы одомашнили злаки, а Богиня злаков одомашнила нас. Мы - скот Деметры. Она кормит нас священным фуражом, превращая автохтонов в настоящих людей. А можно и так: мы - её домашние растения. Мы были плевелами-сорняками, а стали культурными растениями. Просвещённый человек – домашний питомец Деметры. Цивилизованные люди – дрессированные любимцы богов. Но крестьяне, надрываясь на пашне, могут забыть об этом, для них земледелие как будто было всегда – самая привычная и банальная вещь. Точно также как для авторов XX века, писавших о мистериях. Читая их пресные теории об аграрных циклах, трудно понять, что приводило античных греков в священный трепет во время мистерий и почему эллины теряли потом страх смерти. Хочешь что-то спрятать – положи на поверхность. Полагаю, суть Элевсинских мистерий была связана именно с этим: вернуть человеку понимание истинного значения аграрной культуры.

Выходит, смысл Элевсинских мистерий сводится только к преодолению дикого кабирского состояния и приобщению к бессмертию светлых олимпийских богов? То есть речь о дуалистической метафизике, на манер платоновской? Нет. Это лишь один из слоёв мифа.

Современные авторы, реконструирующие эпоптею Элевсинских мистерий, среди прочих источников, в обязательном порядке цитируют св. Ипполита Римского, его книгу «Философумена», V книгу, 3-ю главу. Именно там присутствует знаменитое свидетельство о возгласе иерофанта в кульминации мистерий: «Великая Бримо родила освещённого сына Бримоса!» Но по каким-то причинам, все авторы не приводят подробный контекст этой цитаты, хотя, конечно, многие упоминают, что в этой книге св. Ипполит опровергает ереси. Но дело в том, что Ипполит спорит почти всю V книгу конкретно с ересью офитов-наасенов. И вот это очень интересная вещь.


офиты

Офиты-наасены – одна из гностических сект, учение которой синкретически вбирало в себя значительную часть тогдашнего эллинистического пантеона. Из всех христианских сект офиты-наасены были, пожалуй, самыми близкими к эллинскому язычеству. Св. Ипполит прямо утверждает, что учение офитов создано на основе орфизма. Не вдаваясь в затейливые тонкости учения офитов, скажу лишь о моменте структурно ключевом для нашего расследования. Обобщая и несколько огрубляя их учение, о нём можно сказать следующее: стержнем их доктрины была вера в сверхсущего совершенного Первочеловека Адама, от которого в результате эманационных драм произошёл мир со всем его многообразием и страданием. И люди имеют внутри себя семя этого верховного Существа. Эта персонифицированная связь как только не называлась синкретистами-наасенами – Корибантом, Аттисом, Адонисом, Осирисом, Эндимионом. В качестве иконы ПервоАдама наасены привлекают всех эллинских первопредков-автохтонов: беотийского Алалкомена, аркадийского Пеласга, элевсинского Дисавла, ливийского Иарбанта, идейских куретов, фригийских корибантов, лемноского Кабира (ну куда ж без них). И религиозная задача посвящённого офита вернуться обратно к ПервоАдаму, духовно родившись заново. Посредником такого возвращения становится Христос, офиты всё же христиане. Восстановление небесной связи офиты описывали евангельским образом жатвы (хотя мы теперь знаем, что это не только новозаветный образ). Офиты считали, что их учение является продолжением и завершением Элевсинских мистерий. Именно поэтому св. Ипполит, споря с офитами, и рассказывает в V книге «Философумены» об Элевсинском иерофанте, который, якобы, показывал во время эпоптеи пшеничный колос и провозглашал: «Бримо родила Бримоса!»

Понимаете, какая штука. Когда Климент Александрийский издевается над Элевсиниями в своём «Увещевании к язычникам», он просто передает какую-то анонимную информацию. А св. Ипполит Римский пересказывает конкретное учение своих оппонентов. Это важное различие. Тут тоже возможен «испорченный телефон», да мы и не знаем, какое реальное отношение офиты-наасены имели к Элевсинским мистериям, которые тогда ещё вполне процветали, но важно не это. У нас есть структурный изоморфизм – вот что важно.

Итак, попробуем свести концы с концами. Диоскуры-куреты Элевсиний, это, бесспорно, братья Эвбулей и Триптолем. Оккультист Дитер Лауэнштайн в своей книге «Элевсинские мистерии» утверждает (его книга почему-то очень популярна у нас, но я бы не советовал некритически верить Лауэнштайну, эта книга просто набита натуральным клиническим бредом, хотя в некоторых моментах он вполне проницателен), что Триптолем тождественен смертному Кастору, а Эвбулей – бессмертному Полидевку. Но это как посмотреть. Тут всё неоднозначно, переворачивается и мерцает, ведь мы имеем дело с двойничеством и божественным оборотничеством. Это дионисийская тема. Это то, что называется тропом. Τρόπος – «оборот, вращение, превращение». С одной стороны смертность есть атрибут персти земной («прах к праху»), противопоставленный бессмертию – атрибуту вышних богов. А другой стороны, подземные боги тоже бессмертны. Смерть связывает носителя έπιχθονιός- βροτο с его подземной родиной и там нет смерти для миста. Уходя отсюда, он возвращается туда – домой. Как раз здесь наверху для него призрачная чужбина – пещера Платона с тенями. В аиде пропадает с концами лишь бедолага, непосвящённый в мистерии. Но и наоборот верно: когда сюда рождается подземный Младенец – Плутос-Дионис-Эвбулей, то с ним оттуда возвращается его мать – Кора, носительница юной жизни. Так где же мир теней? Там где люди. Именно хтоническая природа людей-кабиров позволяет им принять подземное двуприродное Дитя и станцевать вокруг него танец куретов, защищая Его и скрывая в тайне. Юные куреты заново рождаются вместе с Младенцем. Но люди также оказываются и символическими заместителями Плутона, отца Младенца, ведь именно люди похищают Кору-Зерно у Деметры в жатве. Люди воссоединяются со своим божественным Первопредком. И это их Сын. Эллинский Сын Человеческий.


Почему же куреты танцуют? А что тут ещё на земле делать? Только танцевать. Кружиться дикой толпой в вихре священной пляски вокруг τέλος, то приближаясь к завершению-совершенству, то отдаляясь. Прикрывать собой этот конец и начало, нависать над ним с щитами, едва не проваливаясь в него – в бездонный колодец, то открывать его всем на диво. Циклический танец это мистериальный ритуал-τελεται – тело мерцающего внутри хоровода божественного духа. Он то уходит, то приходит, но никогда не уйдёт навсегда – слова Богини крепки.
Tags: антропология, гностики, змеи, мистерии, неолитическая революция
Subscribe

Posts from This Сommunity “мистерии” Tag

  • UNIO MYSTICA

    "Кто при жизни не увидит внутри себя Царствие Божие, тот не увидит его и после смерти" (Симеон Новый Богослов). Я полагаю, это очень…

  • О сверхсознании.

    «По словам сына Хайдеггера, Германа, отец однажды сказал ему: "Во мне мыслится. Я не могу этому противиться" (Es denkt in mir. Ich…

  • О пеласгических "корнях" Артемиды.

    "А. Ф. Лосев находит поразительным тот факт, что в позднейшее время Зевсу было посвящено сравнительно мало праздников и никогда не было…

  • Таинства Мальты.

    В. А. Семёнов приводит некоторые подробности об интересующем нас Гипогее на о. Мальта. Прежде всего он делает замечание о том, что неолитические…

  • Фригийские мистерии.

    Мистерия, как и Россия в представлении Черчилля, - это "загадка, завёрнутая в тайну и помещённая внутрь головоломки". Никто из множества…

  • Городская богиня.

    Многочисленные рельефы представляют Великую Матерь богов с короной на голове в виде городской стены. Turrigera (turrita) (башненосица) - частый…

  • Богиня женских таинств.

    О. В. Богатова пишет: "Богиня женского творческого начала, женской, плодоносной силы Кибела особо почиталась женщинами, которые могли наравне…

  • Человек - существо хтоническое (2).

    Автор - Леонид Нестеров. О прыгуны куреты, что в воинской пляске кружатся, С топотом дико скача, издавая ликующе крики! XXXI…

  • Человек - существо хтоническое (1).

    Очень добротный анализ древнегреческого мифа о Деметре и Персефоне от Леонида Нестерова. "Гомеровский гимн к Деметре – главный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments