Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Животворящие воды Священной Коровы.

молочная река
Чудесное преображение героя, синонимичное перерождению, происходит нередко после купания в молочном озере. Сказочные сюжеты находят аналогии в реальности — так, в Древнем Египте существовал развитый мифо-ритуальный комплекс, связанный с идеей возрождения через озеро Кебху, или «озеро жизни», в том числе — возрождения священной коровы, посвященной Исиде.

При сопоставлении всего этого круга представлений и обрядов возникает вопрос: не мыслился ли подобный «возрождающий водоём» (озеро, море и т. п.) как бы внутренним в рамках «вселенского первосущества»?

Символика воды как аналога материнского лона достаточно хорошо известна. Она проявляется и в многозначительных строках «Ригведы» (X. 125.7): «Я порождаю отца этого [мира]... / Лоно моё в воде, в море, / Оттуда я распространяюсь по всем мирам, / Величием я достигаю неба», и в различных обрядах и заговорах, связанных с роженицей.


В свете данного семантического круга наполняются дополнительным содержанием представления, известные практически всем народам мира, о подземных озёрах (нередко с душами предков в них или на их берегах), подземных реках и морях.

Изначальный океан, с которым во многих мифологиях связывается творение, мыслится нередко именно подземным и даже олицетворяется, как египетский Нун или шумерский Абзу (Апсу). Создание первого человека также связывалось с Апсу, он считался потаённым, где-то в глубинах спрятанным местом и сопоставлялся с шумерской богиней-прародительницей Намму («мать, создавшая небо и землю»), в образе которой также предполагается олицетворение мировых подземных вод.

По материалам Восточной Сибири представление о подземном «потустороннем море мёртвых» со входом через пещеру реконструируется для эпохи неолита-бронзы.

Кровавое море, озеро, как и огненное или кипящее, во многих мифологиях также являются атрибутами нижнего мира. «Вода в море — то кровь моя», — говорит брату в варианте легенды «Иван да Марья» погибающая девушка, тело которой превращается в элементы мироздания. В большинстве апокрифов, где речь идёт о сотворении человека, кровь его берётся от моря, но порой подчёркивается идея соединения в крови стихий воды и огня — так, в «Книге Еноха» кровь создаётся от росы и солнца.

В то же время, кроваво-красная река и огненное озеро по апокрифам являются составляющими «нижнего мира», ада. Известны и раннефилософские представления о «жилах земли», по которым струятся воздух, огонь и вода, а в древнекитайском трактате VII в. до н. э. «Гуань-цзы» сказано: «Вода — это кровь и жизненная энергия земли. Она циркулирует по своим "кровяным сосудам"». Подобная перекличка микро- и макрокосма проявляется и в карело-финских заговорах, где встречается образ «царицы кровеносных сосудов», которая может плавать по ним в своей лодке (а в вариантах рун Вяйнямейнен проглочен хозяйкой потустороннего мира и плавает в лодке внутри неё).

Скорее всего, наши сказочные молочные реки с кисельными берегами имеют то же «внутреннее» происхождение — идея пере/возрождения путём купания в молоке сопоставима, в частности, с широко распространённой традицией, в том числе и у русских, считать Млечный Путь дорогой душ или рекой. Воззрения, аналогичные нашим, о вселенской реке, обтекающей все мироздание, встречаем у сибирских народов, в частности у эвенков. Глубоко символична в данном аспекте русская загадка о реке (или кринице), из которой все село берет воду и разносит ее по домам: «Конец села забито вола, до каждой хижки (избы) тянутся кишки». Здесь образ вола, через который загадывается река, обладает одновременно и топографической, и социальной значимостью, составляя неразрывное единство с человеческим коллективом, для которого его внутренности с заключенной в них влагой как бы играют роль животворных энергетических каналов.

Интересно, что рассматриваемый ассоциативно-образный комплекс, несомненно уходящий своими корнями в глубокую древность, вдруг неожиданно может проявиться в современном народном творчестве, свидетельствуя, возможно, о неведомых нам пока механизмах наследственной памяти, но скорее — о близости образно-художественного восприятия мира людьми самых различных эпох.

К 1970 м годам относятся рисунки мастерицы глиняной игрушки из Курской обл. В. В. Ковкиной (рис. 4-10, 4-11), где внутри лежащей коровы мы видим мир в миниатюре, но не бытовой, а мифологический — обозначены лишь главные сакральные элементы его: земля, переданная традиционным сетчато-ромбическим узором почти по всему туловищу коровы, водоём в задней его части — море или озеро, из которого прямо от вымени поднимается дерево, будто на острове, а из-за ствола его восходит солнце.


рис.4-10

рис.4-11

Перед нами совершенно архетипическая картина мира с сакральным центром посреди моря с осью-деревом, причём этот мир заключён внутрь «вселенского животного». В русских сказках встречаются эпизоды, в которых происходит, можно сказать, разворачивание элементов мира из чудо-быка: брата и сестру спасает от волка неизвестно откуда прибежавший бык, по указу которого герой достает поочередно из его ушей разные предметы, и из них появляются лес, озеро и т. д. Невольно напрашивается хотя и далекая, но очень выразительная параллель — предание зулусов о женщине, попавшей со своими двумя детьми в желудок слона. Они там увидели «огромные леса и большие реки, и много возвышенностей; с одной стороны располагалось множество скал; еще было много людей, построивших там свою деревню; и много собак, и много скота; все это было внутри слона»; однако у тех же зулусов известно и аналогичное представление о подземном мире с горами, реками и селениями предков, вход в который — отверстие в земле.

И.М.Денисова. Источник.
Tags: Мать Земля, вода, корова, мифология
Subscribe

  • О символике души у древних критян.

    Очень интересная запись у автора блога " Очень Древняя Греция ". Называется " Птицы-души древних критян". " Редко кто из…

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Расписные яйца из Кносса.

    " Это фреска минойского дворца в Кноссе на Крите, датируемая ок. 1700-1525 / 1500 до н.э. На ней изображены две чукарские куропатки во время…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments