Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Кибела и Агдистис.

Что было раньше - курица или яйцо Кибела или Агдистис?

С одной стороны, если считать миф в изложении Арнобия "первобытным" и основополагающим, тогда придётся признать, что первоначально существовало двуполое существо Агдистис. А потом уже, когда это существо оскопило себя, лишившись мужского полового члена, оно превратилось в Кибелу. В пользу этого как будто свидетельствует тот факт, что на многочисленных рельефах и в письменных источниках рядом с Кибелой мы не находим бога, которого возможно было бы идетифицировать с Аттисом.

Но, с другой стороны, Кубаба не похожа на гермафродита. И вместо Аттиса мы видим у хеттов/хаттов Телепинуса. Предание о Телепинусе сохранилось во множестве фрагментов, хотя, к сожалению, все они не дают полного текста, к тому же, беда в том, что иногда мы не знаем точно, как правильно эти фрагменты расположить. Поэтому исследователи гадают относительно соотношения отдельных частей. Но в целом этот текст ясен, хотя его первые двадцать строк разрушены. По всей видимости, они содержат рассказ о каком-то преступлении – скорее всего, в мире богов, но, возможно, и в мире людей. Как бы там ни было, Телепинус был страшно раздосадован. Он был оскорблён. Повествование сохранилось с того момента, где говорится, что он «правый сапог надел на левую ногу, левый сапог он надел на правую ногу, повернулся и прочь он пошёл…». Он ушёл из мира, а в результате - ничто не родит, всё засыхает, всё гибнет, голод пришёл на землю. Тогда Богиня-Мать послала маленькую Пчелу: "Иди! Ищи бога Телепинуса. Когда его найдёшь, ужаль его в руки и в ноги, чтобы поднять его с места. Возьми воску, намажь воском ему глаза и руки, очисти его и освяти его, и приведи его ко мне!.

О. В. Богатова в своей монографии "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)" высказывает предположение, что появление Аттиса в культе Великой богини было фригийской инновацией, причём сравнительно поздней.

"Излюбленными местами почитания Кибелы были горы, пещеры, гроты. Софокл называет богиню горной. Аполлоний Родосский в "Аргонавтике" сообщает, что после того, как Идейская Матерь отвела от аргонавтов бури, "устроен был пир на горе в честь богини" (l, 1140). А у Катулла Аттис взывает к своим спутникам:
Вверх неситесь, мчитесь галлы, в лес Кибелы, в горную высь...
Все за мной скорее во Фригийский дом богини..
(LXl,12;19). (Пер. С. В. Шервинского)
В поэзии мы встречаем такие эпитеты матери богов как "горноодержимая" (Orph. hymn., XXVll,12), "бродящая по горам" (Nonn. Dion., XLlll, 22)".

Кто хотя бы немного осведомлён о культе Диониса, не может не заметить поразительного сходства с культом Кибелы. Значит, яркая "вспышка" культа Диониса в Элладе и приверженность этому культу элладских женщин объясняются близостью Диониса к древнему матриархальному культу. Дионис как бы обнажил подспудные пеласго-эгейские слои, лежащие под олимпийской мифологией. Кстати, Дионис имеет такую же муже-женскую "конституцию", как и Агдистис.

Дионис

Здесь также надо заметить, что "из всех областей Малой Азии выделяется Лидия, на территории которой культ Кибелы пустил очень глубокие корни и получил наибольшее значение и популярность. У. Рамсей полагал, что лидийцы, в отличие от фракийцев, сохранили в организации своей жизни исконный для Малой Азии матриархальный элемент, что отразилось и в религии, главный акцент которой лежал на почитании богини-матери. На монетах, датируемых временем Ардиса (652 - 605 гг. до н. э.), в царствование которого Фригия попала под власть Лидии, встречаем изображения постоянных спутников Кибелы - львов. Любопытно, что царственные особы Лидии носили имена, одним из элементов которых был Аттис. Геродот свидетельствует о том, что у Креза был сын, названный Аттисом (l, 34). Историк сообщает также, что во время Ионийского восстания Лидийская столица - "Сарды стали добычей пламени и вместе с городом погиб и храм местной богини Кибебы" (V, 102)" (О. В. Богатова).  

Лидийские цари не стали бы носить имя Аттиса, если б оно было связано со враждебными им фрако-фригийцами. Значит, Аттиса вряд ли можно причислить к "фригийским инновациям". Насколько я вообще разумею культ Кибелы, в нём именно Аттис является существом как бы богочеловеческой природы, то есть именно Аттис показывает на своём примере "путь спасения", каким его представляли себе поклонники Кибелы. Значит, Аттис всегда был рядом с Матерью богов как сущностно-необходимый элемент для мистерии. Наверно, он в разных землях именовался по-разному и изображался в различных вариациях, но его образ можно проследить вплоть до верхнепалеолитических изображений быков в пещерах.

О. В. Богатова ещё сообщает, что из

mosika_901_00001

Что касается Кизика, острова в Пропонтиде, то именно Кизик был последним "владением" Кибелы, где храм богини был превращён в христианскую церковь лишь при императоре Зеноне (474 - 491 гг. н. э.).
Tags: Дионис, Кибела
Subscribe

Posts from This Сommunity “Кибела” Tag

  • О сирийской богине Атаргатис.

    Ю. Б. Циркин в статье " Комбаб и постройка храма в Бамбике" пересказывает древнюю сирийскую легенду, в которой задействована богиня…

  • Парменид Элейский и его богиня.

    Эле́я (др.-греч. Έλέα, Велия, лат. Velia) — древний город, греческая колония в Лукании, на берегу Тирренского моря. Основана…

  • Храм Кибелы в Дионисополе.

    И. Лазаренко, Е. Мирчева, Р. Енчева в статье " Дионисопольский храм Понтийской Матери богов" пишут о том, что старая часть современного…

  • Пессинунт.

    Пессинунт (Pessinus) некогда был священным городом Кибелы. Французский путешественник Шарль Тексье (Charles Texier) в 1834 г. оказался первым,…

  • О крито-минойских корнях культа Диониса.

    Н.В. Кузина в статье " К вопросу о происхождении культа Диониса" обращает внимание на сообщения античных источников о малоазийском…

  • Реконструируем образ Кибелы.

    Так, сегодня, с утра пораньше, вновь возвращаемся к образу богини Кибелы. Часто богиня изображалась сидящей в колеснице, запряженной львами.…

  • Богиня в образе божьей коровки?

    Навершие в виде скифской богини. Вторая половина IV в. до н.э., Александропольский курган (Луговая Могила). Интересно, - подумалось мне, - а…

  • Неолитическая Артемида.

    В записи Матриархальный "интернационал" говорилось о странных статуэтках с "шишечками"-"сосками"-"почками",…

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments