Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О смысле трансвестизма.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22: 5). Таково было и учение всех отцев Церкви”: Тертуллиана, свт. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского.

13 правило Гангрского Собора2 гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду "ради мнимого подвижничества”.

"А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, - говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются. Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как св. Мелания, св. Евгения и другие"3 (Источник).

Значит, в древности существовала целая традиция переодевания христианских подвижниц в мужские одежды. Блаженная юродивая Ксения Петербургская - лишь наиболее известная нам из череды преподобных дев и жен.

Ксения Петербургская

Я во всём пытаюсь "докопаться" до смысла. В чём смысл переодеваний?

Смысл того или иного поступка не всегда понятен даже тем людям, которые совершают его. Однако это не значит, что смысла вообще нет и искать его бесполезно. Многое из того, что совершают люди, проистекает из их подсознания. А индивидуальное подсознание связано с коллективным Бессознательным. Вот здесь-то, в этом всемирном "бульоне", где плавают целые племена и народы, мы и обретаем смысл переодеваний.

В горной Албании местная традиция разрешала девушке носить мужское платье и оружие после того, как она поклялась перед двенадцатью свидетелями в вечной девственности (Durham M. E. High Albania and its custom in 1908 // JRAI. Vol. LX, 1910. P. 460).

Вот оно в чём дело! Для девушки переодевание в мужскую одежду на символическом языке означает отказ от собственного пола. "Отныне я не девушка и никогда не стану матерью", - так надо понимать переодевание в мужскую одежду христианской подвижницы. Одновременно это и знак для мужчин: "Не смотрите на меня как на девушку или женщину и не вздумайте со мной заводить шуры-муры".

Но, если это так, тогда нам становится понятен и смысл переодевания в женские одежды жрецов Кибелы. Посвящение себя на служение Богине означало полный разрыв общения со всеми другими женщинами. И галлы отказывались от своего мужского пола. Под этим углом зрения надо смотреть на эпизод из Лукиана Самосатского: "Оскопив себя мечом, юноша носится по всему городу, держа в руках то, что он отсёк. И в какой бы дом он ни забросил это, оттуда он получает женские одежды и украшения". Столь вызывающее поведение можно охарактеризовать как публичную демонстрацию оказа от собственного пола. "Отныне я не мужчина и никогда не стану им", - молча говорил галл, и получал от женщин женские одежды.

Вот такой радикализм, и даже экстремизм, в стремлении к девственной жизни. Иисус Христос, насколько мы знаем, скопцов не осуждал, и другим не советовал.

Конечно, трансвестизм - явление гораздо более широкое, чем затронутый мною аспект. Но меня не интересует гомосексуальная, или фетишистская, или шутовская подоплёка переодеваний. Об этом пусть пишет кто-нибудь другой.

tumblr_n3fc36Zn6m1s6neldo1_1280

---------------------------------------------------------------------------
2 Гангрский Собор состоялся ок. 340 года в г. Гангры в Пафлагонии (ныне г. Чанкыры, Турция).

3 Ни Соборы, ни церковное предание в целом не осуждали тех преподобных дев и жен, которые по тем или иным причинам подвизались в мужском одеянии и в мужских монастырях. В "мужском образе” подвизались, например, преподобные Анастасия Патрикия (10 мар. ст. стиля), Анна Вифинская (13 ин., 29 окт.), Аполлинария (5 янв.), Евгения Римская (24 дек.), Евфросиния Александрийская (15 февр., 25 сент.), Мария Вифинская (12 февр.), Матрона Константинопольская (9 нояб.). Подобные примеры есть и в относительно недавнее время. Блаженная Ксения Петербургская, начав свой подвиг, стала называться именем своего умершего мужа и носить мужскую одежду.
Tags: Кибела, аскеза, девство, одежда, юродивые
Subscribe

Posts from This Сommunity “юродивые” Tag

  • "Соль земли".

    Юродивые странники Михаил и Николай.80 -е годы. Фото: Анатолий Горяинов. Источник фото. Все юродивые - как христианские, так и языческие (типа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments