Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Мать Олениха.

Автор - .

"О, чудесная Олениха... Посреди своих рогов она несёт свет благословенного солнца..." (венгерская рождественская народная песня)

Задолго до того, как Санта Клаус стал управлять колесницей летающих коней в канун Рождества, это была Олениха, которая тянула за собой сани богини солнца в зимнее солнцестояние. Сегодня это её образ украшает рождественские открытки и декорации Йоля, а не оленя Рудольфа. Потому что, в отличие от оленей-самцов, которые сбрасывают свои рога после гона, более сильная и крупная лань сохраняет свои рога и зимой. И именно она зимой ведёт свои стада.

santareindeer
Белый бородатый мужчина, которого зовут Father Christmas, т. е. "Отец Рождества", появился после того, как мы "христианизировали" древние языческие традиции. И поэтому сегодня мы больше не помним «Мать Олениху», которая когда-то пролетала сквозь самую длинную и самую тёмную ночь зимы с живительным светом солнца в рогах.

deer-crade-of-starlight-by-art-of-sekhmet
С самого раннего неолита, когда земля была намного холоднее, чем теперь, и олени были более широко распространены,  северные люди почитали самку северного оленя. Она была «животворящей матерью», ведущей за собой стада, от которых они зависели, и, чтобы выжить, и они следовали за оленями, получая от них молоко, еду, одежду и укрытие.

reindeermomma

По всем северным землям эпохи неолита, от Британских островов и Скандинавии, через всю Сибирь вплоть до Берингова пролива, она была почитаемой духовной фигурой, связанной с плодовитостью, материнством и возрождением жизни (тема зимнего солнцестояния). Её рога украшали святыни и алтари, были похоронены в церемониальных могилах и носились как шаманские головные уборы. Ее образ был выгравирован в стоячих камнях (менгирах), вплетён в церемониальные ткани и одежду торжественных облачений, выгравирован в ювелирных изделиях, нарисован на барабанах и татуирован на коже.

Pictures.jpg
Top right to left: Siberian Deer Tattoo 2nd century BCE., Shamanic Headdress found in Düsseldorf Burial, Scythian Deer figurine, Mesolithic Burial of two women in France, Scythian Rod, Iron Age

Но она редко изображалась просто стоящей на земле. Олениху часто показывали прыгающей или летящей по воздуху, с шеей и ногами вытянутыми вперёд и назад. Её рога часто изображались как дерево жизни, несущее птиц, солнце, луну и звёзды. И по всему Северу именно «Мать Олениха» вылетала из тьмы старого года, чтобы принести свет и жизнь всему новому.

deer24samireindeer
Sami Reindeer Woman, source Artic Photo

Для саамов, коренных народов северных стран, Байве - это имя богини Солнца, связанной с материнством, плодовитостью растений и оленей. Во время зимнего солнцестояния тёплым маслом (символ солнца) смазывались дверные косяки, чтобы Байве удобнее было протиснуться внутрь дома. Байве часто показывали в сопровождении её дочери в обрамлении оленьих рогов, и вместе они возвращали земле её зелёную растительность и плодородие.

deersleigh
Sami Reindeer Woman, source Artic Photo

Другой легендой северных стран, связанной с солнцестоянием, было возвращение Сауле, литовской и латышской богини солнца. Она летала по небесам в санях, несомых рогатым северным оленем, и бросала камешки янтаря (символизирующего солнце) в дымоходы.

Книга Мэри Б. Келли «Богиня вышивки Восточной Европы» исследует изображения рогатой «Матери Оленихе» в традиционных вышивках женщин. Образ богини Рожаницы часто вышивается с рогами. На её праздничный день в конце декабря (скорее всего, день солнцестояния) белые печеньки в форме оленей дарились в качестве подарков, и показывалась красная и белая вышивка с её изображением.

deergoddess
Ceremonial Embroidery of Rohanitsa, Image Source from Mary B. Kelly

В сибирских легендах олень каждую зиму летал по небу после приёма галлюциногенных грибов Amanita Muscaria, мухомора с семью белыми пятнами. Шаманы присоединялись к ним в своих мистических полётах, принимая грибы внутрь. Совершив восхождение на дерево жизни в рогах «Матери Оленихи», они оттуда летели, словно птицы, в царства "верхнего мира". В других народных легендах рассказывается, как шаманы, одетые в красные костюмы с белыми пятнами, собирали грибы, а затем выставляли их через дымоходы в качестве подношений Оленихе на зимнее солнцестояние. Это к разговору о "дикой ночи".

4-deer6

В то время как многие исторические исследования языческих истоков Рождества наблюдают связь между нарядом Санта и красным-белым шаманом-"мухомором", мало кто упоминает, что это были шаманки, которые первоначально носили красно-белые костюмы, подшитые мехом, с рогатыми головными уборами, сделанными из валяного войлока и окрашенными в красный цвет. Торжественная одежда, которую носили ведьмы из Сибири и Лапландии, была зелёной и белой с красной остроконечной шапкой, скрученными сапогами, оленьими рукавицами, меховой подкладкой и отделкой. Звучит знакомо? Скорее всего, это их зимнее празднование в честь Матери Оленихи стало источником рассказов о летающих рогатых оленях, которые взлетают в небо в самую длинную ночь года.

deer antlered hat
Horned Kichko, ancient russian shaman females sacred hat.

Учитывая, что большинство шаманов в этом регионе были изначально женщины, вполне вероятно, что их традиционная одежда является истинным источником костюма Санта. И очень вероятно, что они первыми предпринимали шаманские полёты с оленем в самую тёмную ночь зимы. И хотя эти женщины в значительной степени забыты сегодня, «Мать Олениха» всё ещё живёт в наших рождественских открытках, сезонных украшениях и сказках о полёте северных оленей Санта. И хотя мы не можем её распознать, я считаю, что какая-то глубокая, архаическая часть нашего сознания до сих пор помнит оригинальное «Рождество Матери», которое принесло миру свет и новую жизнь.

staghesnowqueen

Итак, в день зимнего солнцестояния вспомните на минутку забытую «Мать Олениху» и её волшебных северных оленей. Посмотрите из своего тёплого уютного дома на холод тёмной ночи. И в эту святую ночь, когда солнце возрождается, вы может увилите её летящей по звёздному небу, несущую дерево жизни в своих рогах.

2-stag

ПОСТСКРИПТУМ

Это приписка сделана мной в ответ на просьбы об источниках для этого поста. Я решила убрать многие оригинальные ссылки, потому что первый проект был объемом почти 3000 слов! Я хотела остаться верной своему первоначальному замыслу (который состоял не в том, чтобы написать диссертацию или научную статью), но, чтобы отпраздновать женский аспект традиций зимнего солнцестояния.

Сейчас Интернет наводнён сообщениями и статьями, рассматривающими языческие и шаманские корни Рождества. Большая часть материалов подчёркнуто маскулинны, т.е. расследуются языческие источники Деда Мороза. Но то, о чём забывают, так это возможность того, что существовала и "Мать Рождествоа» и женские источники Йольских традиций.

Например, многие ли из нас знают, канун Рождества был известен как "Ночь Матери" в англо-саксонском мире и это было поводом гораздо большего пиршества и празднования? Монах Беда пишет, что "Modranicht" или "Modresnacht" проводилась в честь группы женских божеств, изображённых на барельефах и статуях по всей кельтской Франции и Великобритании.

Кто были эти "Матери"? И почему они так важны для того, что известно сегодня как "Рождество"? Такими же стёртыми из истории являются женщины-шаманы северных народов, которые могут играть неизвестную роль в большинстве современных рождественских изображений.

Существует маскулинно-ориентированное смещение во многих исследованиях ранних языческих традиций. Есть множество "альтернативных" статей, наблюдающих связь между красным и белым цветом в одежде Санты и красного-белых мухоморов, которые глотают Сибирские шаманы - но в них постоянно упоминается этот шаман, как "он".

И когда дело доходит до оленя, а есть много разговоров об оленях, но мало упоминаний о том, что когда-то это была важная духовная фигура наших северных предков - Мать Олениха. Многие древние "религии" или духовные системы древнего мира почитали природу, которая часто воспринимается как женский принцип или Богиня. То, что эта Богиня часто
персонифицируется как олень (или северный олень в северном климате) или как шаманка, носящая рога, хорошо документировано.

Большая историческая наука предполагает, что многие из этих рогатых изображений были мужчинами, и связаны с оленем. Но, учитывая доказательства существования культа оленьей богини-матери начиная с доисторических времён (когда земля была намного холоднее, и олени имели более широкое распространение), многие учёные в настоящее время предполагают, что некоторые из этих изображений могут быть женщинами и что олени могут быть на самом деле самкой оленя.

В книге Миранды Грин "Символ и изображения в кельтском религиозном искусстве" она заявляет, "животная символика, связанная с богинями, достигает своего апогея в рогатых женских образах, как правило, украшенных рогами. Грин делает акцент на том, что в то время как рогатый бог Цернунн хорошо известен в Восточной Галлии ( и почитается во многих
языческих кругах сегодня), существовали также его женские коллеги, их находят во многих местах, таких как Clearmont-Ферран (Пюи-де-Dome) и в Безансоне (Ду).

recently-updated313

Эти бронзовые рогатые богини также изображены сидящими со скрещёнными ногами и с символом "корнукопии"- еще один известный женский символ плодородия - то есть « рог изобилия ».

Эстер Якобсон изучала оленью иконографии ранних кочевников Южной Сибири и Северной Центральной Азии. Ее книга "Оленья Богиня Древней Сибири: исследование в экологии убеждений" прослеживает изображение оленя от наскальных картин, и монолитной стелы из неолита вплоть до раннего железного века. И её исследование показывает, что это в первую очередь "религия" богини-оленихи, вращающаяся вокруг мудрой женщины и самой матери-оленихи, самки с оленьими рогами.

Богиня-Олень была известна по всей северной Европе. Из "Культ Оленя и культ Оленихи-богини Древней Каледонии" JG Маккей - "Есть огромное количество традиций, ссылок, торговых уведомления и различных мелких нюансов, которые убедительно показывают, что ранее существовали в горах Шотландии два культа, вероятно, докельтские, олений культ и культ богини-оленихи. Последний культ проводили только женщины ... "

deer22
Antlered female shaman (believed to be Nishan from NE Asia)

Книга "Золотой олень Евразии", опубликованная Музеем Метрополитен, является прекрасным визуальным исследованием священной значимости самки оленя и оленя в шаманской традиции, которая "подразумевалась по существу женской" и связанная с Дерева Жизни, материнством, Рождением и возрождение Солнца (тема зимнего солнцестояния!)

Согласно этой прекрасной статье, "Олени и Солнце являются очень распространённой парой в Сибирском шаманизме. Татуировки на погребённых шаманских женщинах также содержат оленьи татуировки, показывая рога, украшенные головами мелких птиц, и так как Богиня женской шаманской культуры всегда связана с оленями, змеями и птицами, это правильно, что эти оленьи камни были священными ритуальными столпами женщины. Эти образы олень-солнце-птица могут символизировать преобразование души женщины-шаманки от человека к оленям, от земли в срединном мире до
высоких миров и даже нижнего мира ".

deermother2
Mesolithic female shaman of Bad Dürrenberg, 7000-6500 bce, with reconstructed regalia from animal bones, horns, teeth, and shells. From a wonderful color-illustrated pdf of “Archaeological Finds from Germany”

Мэри Б. Келли в своей книге "Одеяния Богини: Мировые традиции изготовления и использования Ритуального Текстиля" и "Богиня Вышивки Восточной Европы" даёт исчерпывающий, глубокий взгляд на ритуальные мотивы церемониальных переплетений. От гобеленов женщин в Скандинавии до красных валяных головных уборов шаманских жриц Алтая в Сибири, до похоронной ладьи, найденной близ Осло в Норвегии и груженной гобеленами с изображением рога, женские фигуры изображены носящими красные одежды, рога, женщины-богини были общим мотивом - как и фигуры оленей и олених.

Она пишет, "Зимние вышивки были сделаны в честь праздника Rohanitsa, Богини Матери, которая состоялась в конце декабря. Эти ткани изображают [ее] вместе с дочерью богини, или с детьми, которые могут или не могут быть божественным .... [Она] часто показана с оленьими рогами, прорастающими с головы или головного убора ... Рога признак того, что, как сказки- и наскальные рисунки подтверждают в древние времена Богиня-Мать родила оленей, а также детей. Для ее праздника, маленькие, белые печенья в форме оленя подносили в качестве подарков или амулетов на удачу".

Источник
Tags: Рождество, Традиция, лики Богини, олень, шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments