Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Таврокатапсия (3).

акробат
Скульптура, датированная I веком - акробат, балансирующий на крокодиле (Британский музей).

Глядя на этого акробата, я вспомнил про крито-минойские "игры с быком" (таврокатапсии).

таврокатапсия

В чём смысл столь опасных для жизни трюков? Обычный детский лепет про "умилостивление божественного быка" меня не удовлетворяет. Все эти расхожие россказни про "умилостивительные жертвы" представляют богов и богинь древнего мира как каких-то монстров, или чертей, которые только и думают, как бы истребить весь род человеческий, однако довольствуются жертвоприношением и откладывают свои злобные замыслы "на потом". Козе понятно, что эти басни являются порождением атеистическо-христианского сознания людей Нового времени. Да-да, это парадоксально, но факт: в отношении истолкования древнего язычества христиане вполне солидаризируются с атеистами, и часто сами этого не замечают.

Здесь, наверно, необходимо начать с того, что и крокодил в Египте, и бык на Крите являлись священными, сакральными, культовыми животными. Значит, они были "акторами", субъектами неких священнодействий или ритуалов. Именно через них могла осуществляться и проявляться субъектность божества. Я затрагивал эту тему в записи "Игра", когда говорил о дионисиях: сам Дионис как бы "вторгается" в игру и "закручивает" её участников в вихрь исступления. Архиважность игры заключается в том, что она создаёт "поле напряжения", в результате которого происходит "разряд" подобный молнии, и в среду играющих "вторгается" некая иноприродная сверхъестественная сила. Неслучайно ведь боги не имели фиксированного облика и легко принимали животную форму.

Далее следует пояснить, что сия иноприродная сверхъестественная сила осуществляет свои "вторжения" лишь в тех случаях, когда игроки доводят физическое и психическое напряжение до предела. Наглядным примером таких "вторжений" являются т. наз. "стержни", которые появляются рядом с человеком непосредственно в тот момент, когда он находится в критической ситуации и испытывает чувство страха или стресс. Причём эти "стержни" напоминают крито-минойские лабрисы.

стержень

И теперь непосредственно перейдём к таврокатапсиям, которые, несомненно, являлись священнодействиями. Об инициатическом характере этих игр я уже говорил. Но вряд ли "игры с быками" входили в ритуал подростковой инициации, - на дошедших до нас изображениях мы видим взрослых парней и девушек, равно как и акробат на крокодиле не выглядит как 13-летний мальчишка. Значит, имели место быть какие-то ритуалы. Я здесь высказывал предположение, что таврокатапсия могла быть связана с "божьим судом". В заметке Настоящие ритуалы я приводил свидетельство Геродота о ежегодном празднике в Ливии в честь Афины, на котором девушки разделялись на две группы и сражались друг с другом камнями и палками. Если какая-нибудь из них оказывалась при этом тяжело раненной, то это значило, что она - не девушка, т. е. не девственница (pseudoparthenos - "ложная девушка"). Во всяком случае, игры с быками и крокодилами тоже подразумевают какие-то очистительные практики. Ибо смысл этих опасных "кунстштюков" в свидетельстве перед народом "чистоты" (то есть невинности, невиновности) или, наоборот, "нечистоты" того или иного человека. Здесь всё очень просто: повис на бычьих рогах - значит "нечист", грешен, сделал "сальто-мортале" через быка - значит "чист" и свят. То же самое и с крокодилом.

В принципе, это близко к идее охоты, когда охотник и потенциально сильная жертва могут поменятся местами. В этом смысле, жизнь какого-нибудь верхнепалеолитического охотника на бизонов была непрекращающейся инициацией. Наверно, именно поэтому стены древних пещер испещрены изображениями быков. Одно дело, когда современные "охотники" расстреливают волков с вертолёта, и совсем другое дело, когда ты выходишь против зверя "один-на-один". С вертолёта можно стрелять, будучи "в жопу пьяным", но когда у тебя в руках деревянное копьё, очень многое зависит от твоего образа жизни. Если ты сегодня будешь жрать "в три горла" и пить "как сапожник", завтра в охоте проявится твоя "нечистота" и звери порвут тебя "как Тузик грелку".

Так что, наверно, крито-минойские таврокатапсии уходят корнями в неисследимые древности.

В продлжение темы см.: Таврокатапсия и Таврокатапсия (2).

Tags: Крит, бык, инициация
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments