Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Таврокатапсия (3).

акробат
Скульптура, датированная I веком - акробат, балансирующий на крокодиле (Британский музей).

Глядя на этого акробата, я вспомнил про крито-минойские "игры с быком" (таврокатапсии).

таврокатапсия

В чём смысл столь опасных для жизни трюков? Обычный детский лепет про "умилостивление божественного быка" меня не удовлетворяет. Все эти расхожие россказни про "умилостивительные жертвы" представляют богов и богинь древнего мира как каких-то монстров, или чертей, которые только и думают, как бы истребить весь род человеческий, однако довольствуются жертвоприношением и откладывают свои злобные замыслы "на потом". Козе понятно, что эти басни являются порождением атеистическо-христианского сознания людей Нового времени. Да-да, это парадоксально, но факт: в отношении истолкования древнего язычества христиане вполне солидаризируются с атеистами, и часто сами этого не замечают.

Здесь, наверно, необходимо начать с того, что и крокодил в Египте, и бык на Крите являлись священными, сакральными, культовыми животными. Значит, они были "акторами", субъектами неких священнодействий или ритуалов. Именно через них могла осуществляться и проявляться субъектность божества. Я затрагивал эту тему в записи "Игра", когда говорил о дионисиях: сам Дионис как бы "вторгается" в игру и "закручивает" её участников в вихрь исступления. Архиважность игры заключается в том, что она создаёт "поле напряжения", в результате которого происходит "разряд" подобный молнии, и в среду играющих "вторгается" некая иноприродная сверхъестественная сила. Неслучайно ведь боги не имели фиксированного облика и легко принимали животную форму.

Далее следует пояснить, что сия иноприродная сверхъестественная сила осуществляет свои "вторжения" лишь в тех случаях, когда игроки доводят физическое и психическое напряжение до предела. Наглядным примером таких "вторжений" являются т. наз. "стержни", которые появляются рядом с человеком непосредственно в тот момент, когда он находится в критической ситуации и испытывает чувство страха или стресс. Причём эти "стержни" напоминают крито-минойские лабрисы.

стержень

И теперь непосредственно перейдём к таврокатапсиям, которые, несомненно, являлись священнодействиями. Об инициатическом характере этих игр я уже говорил. Но вряд ли "игры с быками" входили в ритуал подростковой инициации, - на дошедших до нас изображениях мы видим взрослых парней и девушек, равно как и акробат на крокодиле не выглядит как 13-летний мальчишка. Значит, имели место быть какие-то ритуалы. Я здесь высказывал предположение, что таврокатапсия могла быть связана с "божьим судом". В заметке Настоящие ритуалы я приводил свидетельство Геродота о ежегодном празднике в Ливии в честь Афины, на котором девушки разделялись на две группы и сражались друг с другом камнями и палками. Если какая-нибудь из них оказывалась при этом тяжело раненной, то это значило, что она - не девушка, т. е. не девственница (pseudoparthenos - "ложная девушка"). Во всяком случае, игры с быками и крокодилами тоже подразумевают какие-то очистительные практики. Ибо смысл этих опасных "кунстштюков" в свидетельстве перед народом "чистоты" (то есть невинности, невиновности) или, наоборот, "нечистоты" того или иного человека. Здесь всё очень просто: повис на бычьих рогах - значит "нечист", грешен, сделал "сальто-мортале" через быка - значит "чист" и свят. То же самое и с крокодилом.

В принципе, это близко к идее охоты, когда охотник и потенциально сильная жертва могут поменятся местами. В этом смысле, жизнь какого-нибудь верхнепалеолитического охотника на бизонов была непрекращающейся инициацией. Наверно, именно поэтому стены древних пещер испещрены изображениями быков. Одно дело, когда современные "охотники" расстреливают волков с вертолёта, и совсем другое дело, когда ты выходишь против зверя "один-на-один". С вертолёта можно стрелять, будучи "в жопу пьяным", но когда у тебя в руках деревянное копьё, очень многое зависит от твоего образа жизни. Если ты сегодня будешь жрать "в три горла" и пить "как сапожник", завтра в охоте проявится твоя "нечистота" и звери порвут тебя "как Тузик грелку".

Так что, наверно, крито-минойские таврокатапсии уходят корнями в неисследимые древности.

В продлжение темы см.: Таврокатапсия и Таврокатапсия (2).

Tags: Крит, бык, инициация
Subscribe

Posts from This Сommunity “инициация” Tag

  • Артемида из тропиков.

    В. Р. Арсеньев в своей монографии " Звери = боги = люди" ( М.: Политиздат, 1991) считает, что Артемида как бы "выпадает" из…

  • Мужские тайные общества как альтернатива "женскому миру".

    В. В. Грибовский в статье Концепция волшебной сказки В. Я. Проппа и проблема историзма ногайского эпоса говорит, что В. Я. Пропп во многом следовал…

  • Дольмены и дети.

    Н.И. Бондарев, Т.А. Бондарева в статье " НАЗНАЧЕНИЕ ДОЛЬМЕНОВ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА" выдвигают довольно экстравагантную версию о…

  • О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе.

    На сайте ИСТОРИОСОФИЯ в статье " Тайны Гёбекли-Тепе раскрыты — что скрывали храмы возрастом 10 тысяч лет" говорится, что "в…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Сапфо и женская инициация.

    Т. Г. М ЯКИН в статье " «МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ" говорит, что Платон, согласно сообщению…

  • Африканская краса, длинная коса.

    В продолжение темы о креативных женских причёсках. На севере Намибии, в Овамболандии [ 1], живут племена Нганджера, Квалуудхи. В прошлом причёски,…

  • О посвящении в колдуны.

    Н. А. Криничная в своей статье "ПОСВЯЩЕНИЕ В КОЛДУНЫ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ О ПЕРЕДАЧЕ-УСВОЕНИИ…

  • Любовь и самореализация.

    Автор статьи " Кризис семьи и постпатриархат в РФ (часть 1/2) — Семья и гендер от своего зарождения до упадка в Европе" верно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments