Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Великое Мартовское праздненство в честь Кибелы и Аттиса.

Мартовское торжество раскрывало глубинную сущность образа Кибелы, что не могли отразить Мегалесии. Праздник начинался в день весеннего равноденствия, а первые приготовления, по-видимому, проводились в Мартовские Иды, о чём сообщает Иоанн Лидиец: "... священнодействуют же они и шестилетнего быка (для) плодородия полей в горах (приносят в жертву), в то время как процессию возглавляет верховный жрец и каннофоры Матери (богов)" (De mens., lV, 49). Можно предположить, что каннофоры вносили тростник в святилище богини, но неясен смысл и назначение этой церемонии.

Коллегия каннофоров ("носителей тростника") представляла собой схожее с коллегией дендрофоров объединение верующих, выполняющее близкие культовые и погребальные функции. В отличие от дендрофоров, каннофоры не были ассоциированы ни с каким профессиональным союзом и могли включать в свои ряды женщин [1] и даже детей. По-видимому, братство каннофоров охватывало все слои италийского общества.

Во второй день праздничного цикла - 22 марта - отправлялся фригийский ритуал дендрофории. Срубленное священное дерево (сосна), украшенное гирляндами из фиалок и шерстяными повязками, в торжественном шествии вносилось дендрофорами в храм [2] и помещалось там как настоящее божество. Затем хоронилось под громкий плач почитателей. Начинался траур по Аттису. По-видимому, в этот день почитатели богини посещали могилы умерших родственников, украшая их гирляндами из фиалок в подражание убранству священной сосны [3].

AttisChiaramonti
Attis performing a dance of the Cybele cult. Marble, Roman Imperial Era. Источник картинки.

Вероятно, следующий день был днём строго поста и печали, а 24 марта наступал день крови. Тертуллиан свидетельствует, что 24 марта "святейший архигалл приносил в жертву святейшую кровь" (Apol., 25) [4]. Другие же жрецы, возбуждённые боем кимвалов, тимпанов, гудением рогов и флейт, с трясущимися головами и развевающимися волосами, кружились в диком танце и, достигнув высшей степени божественного вдохновения, наносили себе раны ножами.

Исходя из фразы Лактанция о том, что "Матери богов, а также Беллоне главные жрецы не чужой кровью, но своей жертвоприношения совершают", можно прийти к выводу о тождестве Кибелы и Беллоны. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до исступления в её честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причём они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).

Ю. Кулаковский в своём исследовании "Смерть и бессмертие в представлении древних греков" полагает, что кровавые истязания были следствием священного безумия, "во время которого человек выходил из своей ограниченности, для него не существовало время и пространство, он созерцал грядущее как настоящее", он общался с богиней, соединяясь с ней. Но, похоже на то, что здесь мы стоим перед принципиально неразрешимым вопросом, типа загадки: что было раньше - курица или яйцо? Ведь может быть всё наоборот: не истязания были следстием священного безумия, а священное безумие достигалось с помощью истязаний.

Да, и с этими истязаниями очень тесно связана символика древа; не забудем, что Аттис вносился во храм на древе. Ещё в хеттских обрядах столб был связан с Телепинусом. На Крите также существовало почитание дерева, которое сопровождалось экстатическими танцами. Ветви его сочетались с такими священными предметами, как рога и лабрис. "Как главный объект культа, - по мнению А. Эванса, - выступает алтарь в виде креста из красного мрамора", найденный при раскопках Кносса на Крите.

mosika_901_00001

Так что до христианства уже имелось в религии много всего "христианского", кроме Христа.

Однако, вернёмся к нашему весеннему торжеству. Следующий день - 25 марта - был днём радости, ибо все радовались "воскресению" Аттиса. "Заканчивался символический траур, и день, как отличающий время, когда солнце вначале делает его более долгим, чем ночь, называют "праздником радости", - так интерпретирует хиларии Макробий (Satur., l, 21, 10). Жречество организовывало священное карнавальное шествие. Современным аналогом является бразильский карнавал. Каждый принимал вид, который хотел; все шутили и балагурили; жрецы Кибелы и галлы исполняли свои экстатические танцы, под звуки флейты, тимпана, кимвала, кротала и горна сопровождая богиню.

В хилариях принимали участие и другие коллегии богини. Во-первых, братство копьеносцев (hastiferi), которое первоначально было соединено с культом Беллоны. О. Богатова считает возможным соединить "вооружённое" братство с культовой практикой Кибелы на основании тесной ассоциации фригийской Матери богов с критскими куретами, известными с древнейших времён как исполнители танца в полном боевом снаряжении. В Риме мы знаем и о существовании
mosika_901_00001

Календарь Филокала отмечает 26 марта как день отдыха. Следующий же день известен как день омовения. Из X Мученического гимна христианского поэта Пруденция мы узнаём, что перед колесницей Идейской Матери самые благороднейшие граждане обнажали ноги и босые шли за святым образом до самой реки Альмона. Очевидно, это было знаком особого почтения к богине.

Наконец, праздничный цикл марта оканчивался днём посвящения, который был связан со святилищем богини на Ватиканском холме. Нам ничего не известно, что происходило в том храме. Хотя само молчание намекает на мистерии, о которых вообще нигде ничего не говорится сколь-нибудь подробно и обстоятельно.

(Из монографии О. В. Богатовой "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)".
-----------------------------------------------------------

[1] Любопытный случай находим в одной надписи из Хистония, демонстрирующей исключительно женский состав коллегии (CIL, lX, 2480).

[2]


[3] Вот откуда "растут ноги" у новогодней ёлки и украшении могил на Пасху.

[4] Интересно провести параллель со жрецами майя, которые также совершали кровопускание из своего языка и пениса.
Tags: Кибела, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “Кибела” Tag

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Приближение к Аттису (2).

    Недавно в записи Приближение к Аттису мы "шаманили" и "гадали на кофейной гуще" над археологической находкой у с. Заветное-V в…

  • Маленький нюансик культа Кибелы.

    Один маленький нюансик культа Кибелы, который я прежде не замечал. Как мы знаем, Аттис младенцем был брошен матерью у вод Галла (приток Сангарии).…

  • Феминность - это общечеловеческое качество.

    "Человек – это биологический вид, существо разумное, которое обладает феминностью, способностью проявить её и отдать другим. А феминность…

  • Приближение к Аттису.

    Л. Л. Селиванова в статье "КАБИР ИЛИ АТТИС? (Об одной находке из Юго-Восточного Крыма)" рассказывает о найденной в 2001 году у с.…

  • Культ богини Тушоли у ингушей (2).

    "Все ингушские общества имели свой собственный небольшой храм, посвящённый Тушоли. Тот, который находился в селении Кок, имел следующие…

  • Нинхурсаг.

    Шумерская богиня Нинхурсаг (известная также под именами Нинтур, Нинменна, Нинмах — «Госпожа превеликая», Дингирмах, Аруру; на…

  • Фригийские мистерии.

    Мистерия, как и Россия в представлении Черчилля, - это "загадка, завёрнутая в тайну и помещённая внутрь головоломки". Никто из множества…

  • Тавроболии культа Кибелы.

    Результатом "огосударствления" культа Кибелы явился тавроболический ритуал. "Принятие в римскую культовую практику обряда тавроболии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments