Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Великое Мартовское праздненство в честь Кибелы и Аттиса.

Мартовское торжество раскрывало глубинную сущность образа Кибелы, что не могли отразить Мегалесии. Праздник начинался в день весеннего равноденствия, а первые приготовления, по-видимому, проводились в Мартовские Иды, о чём сообщает Иоанн Лидиец: "... священнодействуют же они и шестилетнего быка (для) плодородия полей в горах (приносят в жертву), в то время как процессию возглавляет верховный жрец и каннофоры Матери (богов)" (De mens., lV, 49). Можно предположить, что каннофоры вносили тростник в святилище богини, но неясен смысл и назначение этой церемонии.

Коллегия каннофоров ("носителей тростника") представляла собой схожее с коллегией дендрофоров объединение верующих, выполняющее близкие культовые и погребальные функции. В отличие от дендрофоров, каннофоры не были ассоциированы ни с каким профессиональным союзом и могли включать в свои ряды женщин [1] и даже детей. По-видимому, братство каннофоров охватывало все слои италийского общества.

Во второй день праздничного цикла - 22 марта - отправлялся фригийский ритуал дендрофории. Срубленное священное дерево (сосна), украшенное гирляндами из фиалок и шерстяными повязками, в торжественном шествии вносилось дендрофорами в храм [2] и помещалось там как настоящее божество. Затем хоронилось под громкий плач почитателей. Начинался траур по Аттису. По-видимому, в этот день почитатели богини посещали могилы умерших родственников, украшая их гирляндами из фиалок в подражание убранству священной сосны [3].

AttisChiaramonti
Attis performing a dance of the Cybele cult. Marble, Roman Imperial Era. Источник картинки.

Вероятно, следующий день был днём строго поста и печали, а 24 марта наступал день крови. Тертуллиан свидетельствует, что 24 марта "святейший архигалл приносил в жертву святейшую кровь" (Apol., 25) [4]. Другие же жрецы, возбуждённые боем кимвалов, тимпанов, гудением рогов и флейт, с трясущимися головами и развевающимися волосами, кружились в диком танце и, достигнув высшей степени божественного вдохновения, наносили себе раны ножами.

Исходя из фразы Лактанция о том, что "Матери богов, а также Беллоне главные жрецы не чужой кровью, но своей жертвоприношения совершают", можно прийти к выводу о тождестве Кибелы и Беллоны. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до исступления в её честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причём они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).

Ю. Кулаковский в своём исследовании "Смерть и бессмертие в представлении древних греков" полагает, что кровавые истязания были следствием священного безумия, "во время которого человек выходил из своей ограниченности, для него не существовало время и пространство, он созерцал грядущее как настоящее", он общался с богиней, соединяясь с ней. Но, похоже на то, что здесь мы стоим перед принципиально неразрешимым вопросом, типа загадки: что было раньше - курица или яйцо? Ведь может быть всё наоборот: не истязания были следстием священного безумия, а священное безумие достигалось с помощью истязаний.

Да, и с этими истязаниями очень тесно связана символика древа; не забудем, что Аттис вносился во храм на древе. Ещё в хеттских обрядах столб был связан с Телепинусом. На Крите также существовало почитание дерева, которое сопровождалось экстатическими танцами. Ветви его сочетались с такими священными предметами, как рога и лабрис. "Как главный объект культа, - по мнению А. Эванса, - выступает алтарь в виде креста из красного мрамора", найденный при раскопках Кносса на Крите.

mosika_901_00001

Так что до христианства уже имелось в религии много всего "христианского", кроме Христа.

Однако, вернёмся к нашему весеннему торжеству. Следующий день - 25 марта - был днём радости, ибо все радовались "воскресению" Аттиса. "Заканчивался символический траур, и день, как отличающий время, когда солнце вначале делает его более долгим, чем ночь, называют "праздником радости", - так интерпретирует хиларии Макробий (Satur., l, 21, 10). Жречество организовывало священное карнавальное шествие. Современным аналогом является бразильский карнавал. Каждый принимал вид, который хотел; все шутили и балагурили; жрецы Кибелы и галлы исполняли свои экстатические танцы, под звуки флейты, тимпана, кимвала, кротала и горна сопровождая богиню.

В хилариях принимали участие и другие коллегии богини. Во-первых, братство копьеносцев (hastiferi), которое первоначально было соединено с культом Беллоны. О. Богатова считает возможным соединить "вооружённое" братство с культовой практикой Кибелы на основании тесной ассоциации фригийской Матери богов с критскими куретами, известными с древнейших времён как исполнители танца в полном боевом снаряжении. В Риме мы знаем и о существовании
mosika_901_00001

Календарь Филокала отмечает 26 марта как день отдыха. Следующий же день известен как день омовения. Из X Мученического гимна христианского поэта Пруденция мы узнаём, что перед колесницей Идейской Матери самые благороднейшие граждане обнажали ноги и босые шли за святым образом до самой реки Альмона. Очевидно, это было знаком особого почтения к богине.

Наконец, праздничный цикл марта оканчивался днём посвящения, который был связан со святилищем богини на Ватиканском холме. Нам ничего не известно, что происходило в том храме. Хотя само молчание намекает на мистерии, о которых вообще нигде ничего не говорится сколь-нибудь подробно и обстоятельно.

(Из монографии О. В. Богатовой "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)".
-----------------------------------------------------------

[1] Любопытный случай находим в одной надписи из Хистония, демонстрирующей исключительно женский состав коллегии (CIL, lX, 2480).

[2]


[3] Вот откуда "растут ноги" у новогодней ёлки и украшении могил на Пасху.

[4] Интересно провести параллель со жрецами майя, которые также совершали кровопускание из своего языка и пениса.
Tags: Кибела, римляне
Subscribe

Posts from This Сommunity “Кибела” Tag

  • О сирийской богине Атаргатис.

    Ю. Б. Циркин в статье " Комбаб и постройка храма в Бамбике" пересказывает древнюю сирийскую легенду, в которой задействована богиня…

  • Парменид Элейский и его богиня.

    Эле́я (др.-греч. Έλέα, Велия, лат. Velia) — древний город, греческая колония в Лукании, на берегу Тирренского моря. Основана…

  • Храм Кибелы в Дионисополе.

    И. Лазаренко, Е. Мирчева, Р. Енчева в статье " Дионисопольский храм Понтийской Матери богов" пишут о том, что старая часть современного…

  • Пессинунт.

    Пессинунт (Pessinus) некогда был священным городом Кибелы. Французский путешественник Шарль Тексье (Charles Texier) в 1834 г. оказался первым,…

  • О крито-минойских корнях культа Диониса.

    Н.В. Кузина в статье " К вопросу о происхождении культа Диониса" обращает внимание на сообщения античных источников о малоазийском…

  • Реконструируем образ Кибелы.

    Так, сегодня, с утра пораньше, вновь возвращаемся к образу богини Кибелы. Часто богиня изображалась сидящей в колеснице, запряженной львами.…

  • Богиня в образе божьей коровки?

    Навершие в виде скифской богини. Вторая половина IV в. до н.э., Александропольский курган (Луговая Могила). Интересно, - подумалось мне, - а…

  • Неолитическая Артемида.

    В записи Матриархальный "интернационал" говорилось о странных статуэтках с "шишечками"-"сосками"-"почками",…

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments