Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Конь-огонь.

изображение

Давно уже меня занимает это изображение на сосуде для вина, изготовленном этрусками в VII веке до н. э. Из лабиринта выезжают два всадника на конях.

Здесь для начала надо рассмотреть коня как метафору огня:

"В индуизме, при отправление культа, Agni часто сравнивали в гимнах Риг-Веды с упряжью коня, и сам Agni и неоднократно сопоставляется с конём: его запрягают, он мчится, его погоняют, им управляют при помощи узды культа. В пламени и дыму огонь возносит приношение богам.
...
На сравнение огня с конём в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира]).

Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.
...
http://pagan.ru/slowar/kon-kak-emanaciya-ognya/

конь-огонь

Во-вторых, сюда надо присовокупить шаманского коня о восьми ногах.

шаманский конь

В древнескандинавской мифологии Слейпнир – конь с восьмью ногами, способный скакать с невероятной скоростью прямо по воздуху. Конь Слейпнир неоднократно упоминается в текстах Младшей и Старшей Эдды, он принадлежит Одину, богу-шаману.

Мирча Элиаде в своём исследовании "Архаические техники экстаза" сообщает:

"Конь" — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза, так сказать, "выйти из себя", благодаря чему оказывается возможным мистическое путешествие. Это мистическое путешествие предпринимается не обязательно ради Преисподней; "конь" позволяет шаманам подниматься также в воздух, достигать Неба. В мифологии коня преобладает не инфернальный, а скорее именно погребальный характер; конь является мифическим образом Смерти, поэтому он включён в идеологию и практику экстаза. Конь доставляет умершего в потусторонний мир; он осуществляет "прорыв уровня", переход из одного мира в другой, и именно поэтому он также играет первостепенную роль в некоторых видах мужского посвящения ("Mannerbunde" — "мужские союзы").

"Конь" — то есть шест с лошадиной головой — используется в экстатических танцах бурятскими шаманами и арауканскими мачи. Но pаспространённость экстатического танца на шесте-коне намного шире. У батаков, по случаю принесения коня в жертву в честь предков, четыре танцора танцуют на резных шестах, выполненных в форме лошади. На Яве и Бали конь также связан с экстатическим танцем. У гаро "конь" составляет часть ритуала сбора плодов. Туловище коня делается из побегов банана, а голова и ноги — из бамбука. Голова устанавливается на шесте, который держат так, чтобы эта голова находилась на уровне грудной клетки держащего. Мелкими шагами этот человек исполняет дикий танец, во время которого жрец, также танцуя, обращается к нему как к "лошади".

Элвин описывает аналогичный ритуал у муриев Бастара. У Великого бога гондов Линго Пена в святилище Семур-гаон есть несколько деревянных "лошадей". По случаю праздника в честь бога медиумы выносят их, используя для того, чтобы вызвать состояние экстатического транса, а также для гадания. "В Метаванде я в течение нескольких часов наблюдал странные прыжки одного медиума, который нёс на своей спине деревянного коня, представлявшего бога его рода, а в Бандапале, когда мы пробивали себе дорогу через джунгли для Манка Пандум (ритуального поедания манго), другой медиум, несший на спине воображаемого коня, подскакивал, переступал с ноги на ногу и брыкался перед моей медленно ползущей машиной на протяжении всего трёхкилометрового пути. Мне говорили, что он несёт на спине бога и не может перестать танцевать в течение нескольких дней. На свадьбе в Малакоте я видел медиума, сидящего на странном деревянном коне; на юге, в районе Дхурвы (Dhurwa), я видел другого медиума, совершавшего танец на подобном же деревянном коне. В обоих случаях, если что-то нарушало ход церемонии, наездник впадал в транс и тогда мог объяснить сверхъестественную причину беспорядка".

В другой церемонии, Лару Кай гондов-пардхан, "божественные лошади" выполняют экстатический танец. Вспомним также, что некоторые коренные народности Индии представляют своих умерших на коне: например, бхилы или корку вырезают на деревянных табличках фигурки всадников и устанавливают их возле могил. У муриа похороны сопровождаются ритуальными песнями, в которых идёт речь о прибытии умершего в потусторонний мир на коне. Рассказывается также о дворце, внутри которого находятся золотые качели и алмазный трон. Умершего привозит туда восьминогий конь. Известно, что восьминогий конь — типично шаманский атрибут. По бурятской легенде, молодая женщина берёт вторым мужем духа-предка шамана, и в результате этого мистического брака одна из её лошадей приносит жеребёнка о восьми ногах. Земной муж отрубает ему четыре ноги. Женщина кричит: "Ах! Это же была моя лошадка, на которой я ездила шаманкой!" — и, взлетев, исчезает, чтобы затем поселиться в другой деревне. Позже она стала духом-покровителем у бурятов.

Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских "мужских союзов". Во всех этих культурных комплексах многоногие кони или кони-привидения выполняют одновременно погребальную и экстатическую функции. С экстатическим танцем — но не обязательно "шаманским" — связан и деревянный конь ("hobby horse").

Но даже если "конь" не присутствует формально в ходе шаманского ритуала, он может быть представлен символически в виде шерсти белого коня, которая сжигается, или в виде шкуры белой кобылы, на которую садится шаман. Сжигание лошадиной шерсти равнозначно вызову магического животного, которое доставит шамана в мир иной. Бурятские легенды говорят о лошадях, которые доставляют шаманов в их новое обиталище. В одном якутском мифе "чёрт" переворачивает свой бубен, садится на него, трижды пробивает его своим шестом, и бубен превращается в трёхногого коня, который уносит его на Восток.

Эти несколько примеров показывают, в каком смысле шаманизм использовал мифологию и обряды, связанные с конём: переносящий душу погребальный конь облегчал достижение транса и экстатический полёт души в запретные края. Символическая "езда верхом" выражала расставание с телом, "мистическую смерть" шамана.
Tags: конь, лабиринт, огонь, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment